Все «за» и «против» удалённой работы

Логотип издания РБК

Я пишу обзорную статью. Есть ли вам что сказать за/против удалёнки и возвращения с таковой? Мы изучили результаты одного исследования, одни компании хвалят удалёнку, потому что она повышает лояльность персонала, другие ругают, потому что она… снижает лояльность персонала. То ли персонал персоналу рознь, то ли удалёнка удалёнке. И вообще что кому лучше и от чего это зависит?

В 2020-2021 с подачи правительства множество компаний в России попробовали работать с сотрудниками удаленно. Оказалось, что часть сотрудников даже способна эффективно трудиться — по моим опросам работодателей, которые были вынуждены переводить сотрудников на удалёнку, их ожидания относительно качества такой работы были драматично пессимистичнее.

После отмены обязательной удаленной работы мнения руководителей разделились:

  • «Удаленная работа неэффективна, и всех вернули в офис, кроме одного сотрудника». Собственник компании маркетинговых услуг полного цикла.
  • «Мы отказались от аренды половины офиса 3000 кв. метров — нет смысла держать половину сотрудников в офисе, они и из дома неплохо работают». Директор по продажам IT-компании из топ-20.

Кажется, что возможность удаленно трудиться — всего лишь один из инструментов системы взаимодействия между работодателем и сотрудником, в которой:

  • Часть сотрудников не могут трудиться из дома по бытовым условиям — из-за детей, родственников или шумных соседей; часть может, но предпочитает офис, потому что это организует день лучше, а из дома «не работается» или «я набрал 5 килограмм из-за близости рабочего места к холодильнику».
  • Часть компаний так и не освоили эффективные бизнес-процессы для менеджмента удаленных сотрудников: SCRUM-собрания, системы отчетности, системы учета рабочего времени и системы проектного менеджмента; а часть — чудесно с этим справилась.
  • Часть должностей изменений вообще не увидели: мастер кузовного цеха как ездил в сервисный центр — так и ездил, а удаленный контент-менеджер из Санкт-Петербурга продолжал вести клиентов московской компании-работодателя.

Сегодня компании, работающие с сотрудниками только штатно или только удаленно, становятся исключениями. Даже в традиционно очном бизнесе, вроде сети сервисных центров, отдел маркетинга будет частично или полностью работать удаленно. Если раньше единственной нормой была удаленная фулл-тайм работа в офисе, то сейчас норма — гибридная схема работы:

  • Часть сотрудников в офисе, часть — на удалёнке: по возможностям и способностям, должностям и обязанностям.
  • Часть сотрудников все дни работают дома или в офисе, часть — сочетают дни в офисе и дни из дома.

Я предприниматель, моей компании 7 лет, и большая часть из 30 сотрудников трудятся в удаленном режиме. В первом бизнесе у меня трудились только штатные сотрудники. По моим наблюдениям, лояльность (благосклонное отношение к кому или чему-либо) к формату работы не имеет прямого отношения — у вас вряд ли получится купить лояльность нелояльного сотрудника, например, предоставив ему возможность работать из дома 3 дня в неделю.

Но формат работы точно может повлиять на лояльность: мой HR, который проработал в компании 1,5 года и которого я считал лояльным сотрудником, ушел в запой после трех месяцев работы в удаленном режиме. А после отстранения от работы угрожал негативными заказными отзывами, которые «напишут мои друзья SERM-ушники».

Возможность удаленной работы в 2022 стала обыденной частью реальности. Важной частью, но далеко не единственной.

Комментарий Алексея Галицкого для РБК Pro

Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Запинить
Получите консультацию по вашей задаче

Подписаться на рассылку
Мы будем присылать полезный контент на почту. Без рекламы