Этапы развития компании
Какие существуют этапы развития компании
Каждая компания и каждый предприниматель в тот или иной период деятельности предприятия задает себе вопрос: нужен ли HR? Нужен ли он сейчас или позже, и сколько именно и когда он сможет выполнять? Тонкий нюх предпринимателя должен понимать и перспективу, и стратегию развития бизнеса. И надобность в HR-е — разная на каждом из этапов развития компании.
Проговорим этапы жизненного цикла предприятия — они похожи на жизнь человека.
Выхаживание
Этап зарождения идеи: предприниматель приходит к выводу, что неплохо бы открыть, предположим, пекарню. Начинает обдумывать эту идею, идея обрастает деталями, он определяется, что да, надо пекарню — либо нет, лучше не пекарню, а булочную.
Младенчество
Идея делает первые шаги: найдено помещение, выпечены первые пирожки, появились первые клиенты. Сделаны первые ошибки, первые продажи, первые прибыли.
Гоу-гоу
Когда компания получает от рынка позитивный фидбэк, когда появляется необходимость наращивать ресурсы — это этап гоу-гоу. Название само за себя говорит: давай-давай, правильная идея, правильные ресурсы, правильные люди, правильные обстоятельства. Все это дает значительный рост продаж и вообще возможностей компании.
Юность
Этот этап еще называют вторым рождением или взрослением. Это любопытный период, компания сильно меняется. Самое значительное событие — руководитель осознает, что самостоятельно руководить растущим бизнесом уже неудобно и неэффективно, и задумывается над тем, чтобы делегировать. В компании начинает первично подрастать класс управленцев, или менеджмент.
Рассвет
На диаграмме — восходящая линия до стабильности. Компания уже не может собственными ресурсами (условно говоря, квалификацией родственников и знакомых) отвечать запросу рынка, и возникает необходимость привлечения менеджмента. Компания может на этом этапе сменить курс, например, сделать сильный прорыв. Если гоу-гоу — скорее количественная история, то здесь речь уже идет о качестве.
Зрелость
Другое название — этап стабильности. В компании наступает понимание того, что они на пике: либо лидеры рынка, либо монополисты, либо сегмент такой, что ничего не страшно — уникальная компания, смотрят на всех свысока. Телеграм, например — компания, которая находится либо на рассвете, либо на этапе стабильности, потому что у них нет прямых конкурентов, которые всерьез могут тягаться с ними в возможностях.
Упадок
Первый тренд к снижению. Это не катастрофа — компания находится очень высоко, но при этом они не растут, а сокращаются по объемам. Пример — Apple сегодня. Десять лет назад они росли очень серьезно, несколько лет были на пике, а сейчас их постепенно догоняет Samsung и другие компании. Да, Apple крутые, но дальше не растут.
Аристократия
Это неминуемый этап для компании на высоких позициях. Компания давно существует на рынке, реально много достижений, вся грудь в орденах, большое количество людей, которые — и старые, и приходящие новые — работают с этим настроением и не пытаются найти что-то новое. Как аристократ, у которого много поместий, компания особо ни к чему не стремится, кроме как к изыскам, интересным мероприятиям, общению в своем круге и т.д. Настроение спокойствия — да, какие-то позиции теряем, но поскольку мы уже 10-20 лет держим рынок, это для нас не принципиально.
Охота на ведьм
После стабильности тренд идет вниз, после аристократии усиливается, и охота на ведьм — это когда компания начинает понимать, что она очень много потеряла: была там, а стала здесь. Во главу угла ставится задача найти и наказать виновных — руководство пытается найти отдел, человека или идею, которая привела к этому состоянию. В том или в ином виде это присутствует везде. Хотя в большинстве компаний работают люди со здравым смыслом — тем не менее, менеджменту проще искать неправильно сделанные шаги, нежели в сложных или даже критических условиях найти способы удержаться на плаву, войти в позитивный тренд. Переход из аристократии в охоту на ведьм — это когда мы гордимся победой к войне, но при этом наши современные ракеты падают, не взлетают. То есть гордимся историей компании, прошлыми заслугами, к которым никакого отношения не имеем, зато современность уже проявляет признаки разложения.
Бюрократия
Когда всех ведьм переловили, и это не помогло, предпринимаются попытки спасти положение (еще более ухудшившееся) посредством затягивания гаек, регламентов, административных ресурсов. Тащить погибающего больного на каких-то стимуляторах — конечно, он еще дышит, хотя уже все понятно, мозг давно отказал. После чего неминуемо наступает смерть. Бюрократия, может быть, теми или иными конвульсиями продлит существование компании. Это полное устранение основной идеи компании, перепродажа компании, переоформление в другую компанию, распродажа, банкротство, что угодно. Компания даже может продать свой бренд и существовать под этим брендом дальше. Это будет полностью другая структура.
Это основные этапы. Для каждого из этапов необходимы разные типы и управления, и менеджмента, и сотрудников, которые будут соответствовать тем требованиям, которые для компании актуальны.
Александр Багулин