Мифы об удаленном персонале
Вы хотите нанять удаленного сотрудника, но боитесь, что он будет не эффективен? 10 мифов об удаленном персонале, которые мы развеяли в этой статье.
Миф №1. Я не смогу узнать, работает ли сотрудник — я его не вижу
Если мерой оценки для вас являются отработанные попо-часы, то решения, конечно, нет.
Но любая работа подразумевает под собой результат. Если контролировать реперные точки либо результат, то нет проблемы в том, что вы не наблюдаете за каждым сотрудником в режиме «здесь и сейчас». И даже если сотрудник штатный, невозможно равно контролировать каждый шаг его работы. Это один из вариантов внутренних «тараканов» руководителя, а не реальная проблема.
Миф №2. Сотрудник оторван от коллектива и не может работать эффективно
Если честно, я не так часто видел в компаниях крайне приятный коллектив, в котором бы хотелось находиться каждый день. Он бывает, надо признать. Но люди приходят на работу работать, а не общаться с друзьями или с коллегами. Коллектив и эффективная работа — это две никак не связанные вещи.
Миф №3. Удаленная работа ставит под угрозу данные компании
Штатная работа тоже ставит под угрозу данные компании. Вопрос в том, кого нанимать, как с ними работать и какие данные предоставлять. Если у вас есть конфиденциальная информация — ограничивайте доступ.
Если человек хочет увести у вас информацию, он ее уведет независимо от того, штатно он работает или удаленно. Поэтому это тоже чистой воды миф.
Миф №4. Удаленные сотрудники менее мотивированы, чем штатные
От местонахождения человека его мотивация никак не меняется. По себе знаю: у нас работают три сотрудника, находящиеся в других странах, и мотивации у каждого из них хватает на нескольких штатных сотрудников, которых я часто вижу в других компаниях. Это вещи, никак не связанные между собой.
Миф №5. Удаленные сотрудники мало зарабатывают
Размер оплаты удаленного сотрудника зависит от компании, коммуникации и пользы, которую он приносит. Например, наш удаленный руководитель проектов зарабатывает больше, чем коммерческий директор одного из наших клиентов, который находится в Москве и работает штатно пять дней в неделю. А наш удаленный руководитель проектов работает с 14.00 с понедельника по четверг, а в пятницу полный день. Хорошие удаленные сотрудники стоят хороших денег.
Миф №6. Удаленными сотрудниками сложно управлять
Это можно сравнить с управлением автомобилем и мотоциклом. Если вы умеете ездить на автомобиле, чисто теоретически вам достаточно просто сесть и поехать на мотоцикле. Но по факту это не одно и то же, навык езды на мотоцикле отличается от навыка езды на машине. Дорога та же, функции те же, вы так же перемещаете свое тело из точки А в точку В. Сложнее ли управлять байком, чем машиной? Нет. Просто другие навыки. Непривычно, но можно быстро научиться.
Миф №7. Удаленные сотрудники не подойдут для моего бизнеса
Иными словами, «мой бизнес особенный, и я не такой как все». Это одно из заблуждений, которых я за годы диагностики бизнесов повидал очень много.
На самом деле основные принципы бизнеса везде одинаковы. И каждый из блоков бизнеса, будь то маркетинг, продажи, продукт или бэк-офис, можно отдать на аутсорс — в том числе удаленным сотрудникам.
Все, что можно сделать штатно, можно сделать удаленно. Встречи заменить на скайп или на телефонный разговор — качество от этого не падает, а зачастую даже растет. Если вам не нужен физически рабочий у станка или ваш бизнес — не варка кофе на точке общепита, то удаленный сотрудник справится с задачей.
Миф №8. Сильных удаленных сотрудников нет
Однажды мы нанимали удаленных сотрудников в отдел продаж к одному из наших клиентов-друзей. Одна девушка здорово общалась — оказалось, что она работала в Москве и долгие годы продавала вертолеты по холодной телефонной базе. Это одна из самых сложных продаж, которые я могу себе представить, а она делала это успешно. Затем вышла замуж и уехала в Киев, а там не было нормально оплачиваемой работы. Удаленная работа оказалась как раз тем, что ей нужно, и это был крайне сильный сотрудник.
Другой пример. У нас работала коммерческий директор одного из заводов, которая второй год сидела в декрете. Это человек, который управлял на заводе более чем 200 сотрудников, с невероятными навыками менеджмента и коммуникации. Она соскучилась по работе и устроилась к нам удаленным личным помощником — крайне сильным за более чем приемлемую стоимость.
Миф №9. Удаленные сотрудники могут уйти в любой момент
Давайте будем откровенны — любые сотрудники могут уйти в любой момент. Я всю свою осознанную жизнь занимаюсь предпринимательством и видел разные ситуации, когда штатные сотрудники уходили, не предупредив и не позвонив — даже не было возможности узнать, что случилось. Удаленные могут поступить точно так же, но это никак не зависит от формата работы.
Да, у вас не было никакого физического контакта. Но это не значит, что люди уходят просто так. Если вы заслуживающий уважения человек и работодатель с приятным, хорошим, вменяемым местом работы, выполняете свои обязательства, а работа интересна и соответствует ценностям и потребностям сотрудника — зачем ему уходить? Это касается и штатной работы, и удаленной.
Миф №10. Из удаленных сотрудников нельзя построить структуру
Скажу откровенно, года два назад я бы согласился с этим тезисом — потому что у меня не было ни одного примера бизнеса с удаленным руководителем. Чтобы выстраивать структуру, нужна была какая-то системообразующая единица в виде либо старшего, либо руководителя, либо куратора.
Но сейчас, когда мы потихонечку развиваемся в сторону самоорганизующихся холократичных структур (да и просто развиваемся), у нас появилось два удаленных руководителя. Это оказалось возможным, люди берут на себя ответственность, выполняют задачу. Как это сделать — тема для отдельной статьи, но это можно сделать, и это работает.