Аналитика продаж
В этой статье мы хотели поговорить о том, что такое аналитика продаж — зачем она нужна, что это за зверь такой и с чем ее едят.
Анализ продаж — одновременно инструмент и индикатор, который сразу показывает:
- Насколько успешна компания в целом;
- Насколько правильны принятые управленческие решения — выбранные свободные мероприятия, канал продаж, товар, менеджер;
- Анализ продаж позволяет понять, насколько результативны продажи и за счет чего;
- Какой товар приносит максимальную прибыль, а какой — тянет на дно;
- Как на компанию влияет сезонность продаж;
- Насколько окупают себя менеджеры по продажам, то есть по карману ли вам собственный отдел продаж;
- Как вычислить перспективных клиентов, постоянных и надежных, которые будут обеспечивать ваш товарный портфель и позволят держаться на плаву в любом случае.
Нельзя сказать, что анализ продаж может все, но он точно может основное — показать, тем ли вы занимаетесь, туда ли идете и насколько это выгодно. Иначе может получиться, как в том анекдоте:
— Друг, а на что ты живешь?
— Да вот, покупаю яблоки за 3 рубля, продаю за 5 рублей, а на эти 2 процента живу.
Разные компании практикуют разную аналитику. Есть компании, которые уделяют анализу продаж настолько пристальное внимание, что создается ощущение, что компания ради этого анализа и существует. А есть компании, которые поступают проще — за 2 рубля покупают, за 3 продают, на процент живут и считают себя весьма успешными.
Лично мне по душе золотая середина — когда анализу не уделяется излишнее внимание, но делается необходимое. Например, не всем нужен ABC-анализ или XYZ-анализ, который дает оценку ценности каждого товара в продуктовом портфеле компании. Если вы продаете один продукт, зачем вам ABC-анализ?
Но этот анализ поможет планировать — он покажет динамику продаж, в какой день и на какую сумму вы продаете, какую долю получаете в натуральном выражении. Вы увидите, кто из менеджеров продает лучше, а кто хуже, кто копается и не заслуживает дополнительного стимулирования, а с кем лучше расстаться здесь и сейчас.
Аналитика продаж — это также целый список отчетов. Вот 4 основных из них, без которых не обойтись никак.
- Общий отчет по продажам. Это тот отчет, который покажет ключевые показатели компании за выбранный период.
- Отчет по работе менеджеров по продажам. Личные показатели — самый простой способ определить качество работы менеджеров и понять, насколько эффективно они тратят свое рабочее время и ваши деньги.
- Отчет по продвижению. Этот отчет предполагает анализ рекламных каналов — какой из них приносит больше заявок, с какого канала приходят клиенты.
- Отчет по работе филиалов (магазинов, торговых площадок). Если у компании несколько подразделений, понятно, что без анализа эффективности их работы не обойтись.
Все это — необходимый минимум, с помощью которого вы можете увидеть, где вы есть на самом деле. Вдруг вы уже давно эффективны только в собственном воображении, а в реальности дела идут не так успешно, как кажется.
Также анализ необходим при планировании продаж. Без него обойтись нельзя, потому что только на основании планирования вы сможете понять, куда компании двигаться и на что рассчитывать.
При этом важно не перебарщивать. Если у вас маленькая компания, то не нужны никакие глобальные системы аналитики или сложные дорогие CRM. Вполне достаточно обычного Excel, в котором можно набросать табличку с некоторыми формулами. Но это стоит сделать один раз. Вы получите недорогой, но эффективный инструмент, в котором будете видеть все. Вы упростите себе процесс анализа результатов, сможете визуализировать их с помощью диаграмм и графиков и показывать результаты анализа вашим коллегам.