Ошибки составления резюме
Ошибки, которые соискатели совершают при составлении резюме
Ко мне регулярно обращаются знакомые и знакомые знакомых, которые приступили к поиску работы, с просьбой подсказать те или иные вещи по резюме. И еще не было ни одного случая, когда не пришлось бы поправлять резюме. Под словом «поправлять» я не подразумеваю приукрашать или делать неправдивым — ни в коем случае. Речь о том, чтобы грамотно его составить и сделать эффективным — то есть с помощью этого резюме самому осуществлять активный поиск и быть быстро найденным со стороны HR желаемой компании.
На что обращать внимание
Чем руководствоваться при обработке резюме? Первое и главное — нужно поставить себя на место HR-а. Если это сделать, то все встает на свои места и становится понятным. HR — это человек, который ищет для компании сотрудников необходимого качества в необходимом количестве. В поиске он руководствуется стандартными параметрами.
Название вакансии
HR не ищет огульно любого специалиста, он ищет конкретно дворника, генерального директора, руководителя отдела продаж и т.д. Человек, который публикует резюме, пишет иной раз что угодно. Из последнего: в качестве названия вакансии, на которую человек рассчитывает попасть, он написал «у вас есть проблема, у меня есть решение» (устроиться он хотел менеджером по продажам). Это замечательный жизнеутверждающий тезис, но по нему HR никогда не найдет человека. HR будет вбивать в системе поиска hh или другого ресурса слова «менеджер по продажам», «ведущий менеджер по продажам» или другие синонимы, но никогда не будет вписывать эту бессмысленную бодрую фразу.
Опыт работы
Название должности
Например, у HR-а есть требование найти человека с опытом работы в продажах от 2 лет. Зачастую записи в трудовой книжке не отражают свойство работы, которой вы занимались. К примеру, вы были старшим специалистом отдела продаж, в трудовой книжке написано «специалист», и в резюме в графе «предыдущий опыт» вы так и пишете — специалист. И вас никогда не найдет HR, потому что он будет вбивать названия вакансий, которые связаны с продажами: менеджер по продажам, продавец, торговый представитель и т.д. И даже если ваше резюме попадет в этот список, то будет в самом конце. Поэтому предлагаю в резюме должность с не очень понятным названием перевести на русский язык, чтобы человек, который не знает специфики вашей предыдущей компании, мог вас найти как специалиста конкретно в той области, в которой у вас есть опыт.
Расшифровка опыта работы
Очень часто раздел «опыт работы» выглядит безобразно с точки зрения оформления, даже если не вдаваться в смысл — в одну строчку весь опыт. Например. Менеджер активных продаж, проработал в банке 7 месяцев, далее в одну строчку: презентация продуктов в банке, ведение переговоров по выдаче кредитов физическим лицам, заключение договоров по зарплатным проектам. Ничего не понятно. Презентация продуктов банка где? Эта женщина ездила к партнерам, работала на входящем потоке, презентовала по телефону или презентовала по Скайпу? Она эти презентации только подготавливала или проводила? Ведение переговоров с кем, о чем? Что было целью этих переговоров? Заключение сделок или что?
Непонятен результат работы. Во-первых, когда все в одну строчку, сложно воспринимать. Плюс остается ощущение, что она там ничем не занималась — слишком мало пунктов, не указаны достижения. Хорошо, за 7 месяцев работы она могла не достичь гигантских объемов. Но, возможно, привела 5 объемообразующих клиентов, или в целом вела более 200 клиентов, или в какой-то месяц стала лучшим продажником, или любые более мелкие достижения. Когда они указаны в резюме — это говорит о том, что человек оценивает свой результат, пытается его понять, увидеть и показать, в том числе работодателю.
Как сделать лучше:
- Выстраивать опыт списком, а не линейно;
- Описывать опыт так, чтобы было понятно, чем конкретно человек занимался и какие навыки прокачаны;
- Описать несколько ключевых, самых важных для человека достижений на этой позиции.
Причины ухода с предыдущих мест
Если на предыдущем месте вы проработали недолго, то у работодателя возникает вопрос — а не прыгун ли ты, дорогой товарищ? Прыгун — это человек, который часто меняет места работы и не задерживается больше полугода или нескольких месяцев. Поэтому будет полезно указать реальную причину — в связи с банкротством компании или какую-то еще. Конечно, если вы укажете, что вас уволили по статье, то звонков будет меньше, это афишировать не нужно, спросят — скажите. Но если это были мирные причины ухода с работы, то лучше описать.
Сфера деятельности
По опыту работы иногда непонятно, в какой сфере человек работал. Указано название компании — ООО Звезда, должность — руководитель или менеджер по продажам, подробно описан функционал, но из всего этого совсем не ясно, в какой сфере человек работал. А ведь это совершенно разные истории — продавать ювелирные изделия или молоко, продавать в розницу или оптом, продавать клиентам уровня Газпрома и продавать в рамках региона каким-то небольшим предприятиям.
Поэтому нужна одна фраза, которая описывает суть работы — федеральная розничная сеть товаров для дома и ремонта, например. Тогда HR, которому важно найти человека, который занимался продажей в рознице и именно товаров для дома и ремонта, с удовольствием быстро и эффективно вас найдет.
Есть компании с известными именами, суть работы которых можно не описывать — Apple, Coca-Cola и прочие. Но если у вас был более скромный предыдущий работодатель, не поленитесь это описать.
О себе
В этом пункте чего только люди не пишут. Например, не так давно увидел надпись «врожденная грамотность». Человек, видимо, пытался пошутить, хотя смысл шутки не очень понятен. Это выглядит глуповато, пафосно и никакой ценности HR-у не приносит — положительного вывода из этой фразы он точно не сделает, а вот усомниться может: странно, человек какие-то глупости пишет в важном документе.
Образование
Часто люди не указывают в резюме пройденное обучение или тренинги, как будто считают, что это неважно. Лично я четко делю людей на тех, которые обучаются и тех, которые не обучаются. Люди, которые после института не проходили обучения — как правило, малоэффективны в силу того, что им неоткуда черпать дополнительный опыт. Они могут реализовать только то, что наработали сами, а впитывать чужой опыт у них возможности нет. И самое страшное, что они эту возможность даже не искали.
Поэтому обязательно вписывать тренинги, которые вы проходили. Не все подряд, конечно: если вы вдруг случайно прошли обучение по торговле на бирже, но устраиваетесь в розничную компанию по продаже товаров для дома и ремонта, то это не пригодится. А то и вызовет сомнение: человек получил такое интересное образование, а устраивается к нам — наверное, чтобы временно поработать, а потом уйти на биржу. Но профильное образование, обучение, тренинги (особенно актуальные, которым год или полгода) нужно вписывать и использовать.
Анкета
Работодатели все чаще используют анкету: либо анкета присылается соискателю после того, как он направил отклик, либо непосредственно привязана к вакансии — чтобы откликнуться, необходимо ее заполнить. Но я часто наблюдаю, как соискатели пренебрегают анкетой — либо ставят прочерки, либо какие-то отписки. Например, «вопрос задан некорректно, уточните вопрос» либо односложные «да» или «нет», из которых сложно сделать вывод. Такого человека показывать руководителю отдела или другому лицу, принимающему решения, ни в коем случае нельзя, это риск — потратить время и просто поймать негатив. Поэтому, если работодатель выдвигает тест или анкету — в ваших интересах заполнить ее тщательно, избегая ошибок (в том числе орфографических и синтаксических) и развернуто ответить на все вопросы.
Как работать с резюме
Отклик на вакансии
Важно понимать, что мало просто повесить резюме на сайтах и ждать у моря погоды. Необходимо с этим резюме работать — направлять в организации, осуществлять активный поиск и откликаться.
Причем откликаться не абы когда, а в правильное время. По моим наблюдениям, многие делают это в час ночи — дети улеглись спать, поужинал, ноутбук открыл и потихонечку смотришь вакансии. Это удобно, но проблема в том, что люди, которые откликнутся завтра утром, окажутся первыми в списке, а вы уйдете вниз и будете в этом списке 50-ым, например. Как вы думаете, дойдет ли HR до 50-ого? Он просмотрит первые 10, назначит собеседования и пойдет эти собеседования проводить.
Поэтому лучше откликаться либо в начале, либо в середине дня. Ставьте себя на место HR-а: он приходит на работу и занимается встречами, которые назначил вчера на сегодня — утром 3–5–10 встреч с соискателями. Он занимается ими и не может читать резюме. А потом он придет с обеда и увидит последние отклики — те, которые прислали ему в обед, в 13.00.
Если у HR-а кто-то из соискателей не пришел или просто не был назначен на утро — он, естественно, может начать изучать базу резюме, и тогда вы будете первым. Поэтому вариантов времени для живого отклика два: утро (в районе 8.30–9.10, смотря когда компания начинает работу) и в районе часа дня.
Сопроводительное письмо
Сопроводительное письмо — это очень важно, его обязательно нужно составлять. И не отписку «здравствуйте, прошу рассмотреть», а кратко, в 3–4 предложениях (не на 3 листах) описать, почему вы способны работать на вакантной позиции. HR должен из этого письма понять, почему стоит рассмотреть вас и представить своему заказчику, то есть руководителю отдела, который ищет специалиста. Аргументы — релевантный опыт, острое желание либо высокая обучаемость (третий вариант не всегда работает, но для некоторых должностей рассматривается). Если в вакансии указаны контакты HR-а — обратиться по имени, если нет — нейтральное вежливое обращение.
Очень важно упомянуть название компании. HR-ы часто сталкиваются с тем, что люди, не читая, откликаются на все подряд. Причем чем дольше соискатель безрезультатно ищет работу, тем чаще и более бездумно он начинает откликаться. Таких людей сотни, и как только HR публикует вакансию, сразу же откликнется человек 50, которые в течение 3 лет не могут найти работу — у них уже рефлекс откликаться сразу, наобум. Поэтому важно, чтобы в сопроводительном письме чувствовалось, что вы обращаетесь осознанно и приводите реальные доводы в пользу своей кандидатуры, а не просто сделали «копировать-вставить».
Еще раз подчеркну — ставьте себя на место HR-а. Попробуйте просмотреть резюме его глазами: название резюме и опыт соответствуют, достижения есть, функционал прописан, отрасль понятна, ключевые навыки описали, ошибки, неточности, описки вычистили. Составили персонифицированное сопроводительное письмо, в час дня или в 8.30-9.00 часов откликнулись на нужные вакансии. Кстати, вам сразу могут позвонить по этим вакансиям, и вы должны быть готовы к разговору.
После отклика
После того, как откликнулись, вы понимаете, что вас либо рассмотрели, либо нет. Если в тот же день вам не перезвонили, а вы очень заинтересованы в том, чтобы попасть в эту компанию — попробуйте обратиться туда напрямую. Если в вакансии не указан телефон, попробуйте обратиться через HR-отдел. Сейчас у всех компаний есть сайты, есть контакты — хотя бы контакты отдела продаж, попробуйте через них выйти на HR. Ваша мотивированность, ваша заинтересованность, скорее всего, обратит на себя внимание HR-а, и он либо еще раз на вас внимательно посмотрит и уже осознанно даст отказ, либо пригласит на собеседование, что увеличит шанс на получение работы.
Желаем успешного поиска работы и будем дальше писать статьи, чтобы вам было легче это осуществить.
Александр Багулин