Нематериальная мотивация сотрудников
Труд требует усилий, для приложения которых сотрудникам нужны веские причины, и речь идет не только о финансовой стороне вопроса. Нематериальная мотивация – это те меры, которые помогают персоналу ценить себя и организацию. Позитивная атмосфера на рабочем месте побуждает к более продуктивной работе. В этой статье мы рассмотрим тему нематериальной мотивации персонала и пользу, которую она несет сотрудникам и бизнесу.
Что такое нематериальная мотивация
Это методы управления, при которых бизнес ведет себя дружелюбно по отношению к сотрудникам. В данном случае он стремится удовлетворить их потребность в общении, уважении, признании и самореализации. Эмоциональный фактор влияет на то, как мы относимся к работе, рабочему пространству и коллегам. Большую роль играют чувство благодарности и значимости, возможность расти и развиваться, а также ощущение цели и смысла в том, что мы делаем.
По сути, нематериальная мотивация — это то, что заставляет нас чувствовать себя удовлетворенными своей работой, помимо получения зарплаты. Если у компании нет системы нематериального стимулирования, работник может предпочесть другую компанию с более высоким уровнем дохода или признания своих заслуг.
Зачем нужна нематериальная мотивация: цели
Максимизация человеческого потенциала – значимая проблема экономики. Современный человек стремится сохранять баланс между работой и личной жизнью, ищет в работе не только возможность обеспечить свое существование, но и самореализацию. Люди больше не хотят работать, если работа не приносит удовлетворения. От внутреннего климата в коллективе зависит способность компании эффективно достигать целей.
При подборе сотрудников мы обращаем внимание не только на профессиональные, но и на психологические качества специалистов, которые помогают работать в команде и следовать целям компании-работодателя. Грамотно подобранные способы нематериальной мотивации усиливают положительный эффект как для отдельных работников, так и для всего коллектива.
Немонетарные формы поощрения помогают бизнесу достигать следующих целей:
- Сохранение ключевых сотрудников в компании. Грамотно выстроенная система нематериальной мотивации снижает текучку кадров и сохраняет важных специалистов в штате.
- Привлечение новых высококвалифицированных кадров. Комфортные и прозрачные условия труда привлекают людей.
- Поддержание репутации. Довольные сотрудники с удовольствием будут рассказывать положительные вещи о компании друзьям и знакомым.
- Оптимизация и сокращение расходов. Мотивированные люди, знающие, что начальство к ним прислушивается, будут заинтересованы работать качественно и оперативно.
- Снижение операционной нагрузки. В коллективе с продуманной системой мотивации и обратной связи каждый участник заинтересован в общем успехе и готов брать на себя ответственность за свой выбор и действия.
Искусный менеджер знает, за что необходимо поощрять сотрудника: разумная инициативность, достижение kpi, участие в повседневной жизни коллектива.
Виды нематериальной мотивации персонала
В корпоративной практике применяются следующие виды нематериальной мотивации:
Моральная
Сотрудники нуждаются в уважении, признании их успехов и вклада в работу компании. Необходимо не только стимулировать работника на дальнейшие достижения, но и показывать, что от его его трудовой деятельности зависят результаты работы компании в целом. Для этого применяют различные способы нематериальной мотивации сотрудников:
- Устная благодарность на корпоративном мероприятии. Небольшое выступление, которое опишет заслуги сотрудника, запомнится надолго как проявление внимания и уважения к достигнутым результатам.
- Диплом или грамота. Красиво оформленный диплом, отражающий достижения сотрудника, станет осязаемым признанием труда.
- Размещение фотографии сотрудника на сайте компании или на стенде лучших работников отчетного периода. Способ простимулирует склонных к конкуренции сотрудников на долгосрочный период.
- Благодарность с занесением в трудовую книжку. Этот способ поощрения не только официально выставляет результаты работника на всеобщее обозрение, но и сигнализирует о возможности карьерного роста.
- Статья или интервью о достижениях сотрудника в корпоративном издании. Возможность самовыразиться и заявить о своих успехах позитивно влияет не только на самого поощряемого, но и на отношения в коллективе.
Психологическая
Этот вид работы с коллективом направлен на выявление психологических особенностей каждого конкретного работника и моральную поддержку членов коллектива.
- Анкетирование для определения психологического портрета позволяет определить наилучший тип мотивации для каждого сотрудника.
- Тестирование для оценки удовлетворенности и профилактики профессионального выгорания помогает пресечь переработки и уменьшить текучку кадров.
- Тренинги повышают стрессоустойчивость и налаживают профессиональную коммуникацию.
Социальная
Меры социальной мотивации направлены на сплочение коллектива, формирование корпоративной культуры и создание доверительной атмосферы. Типичные примеры нематериальной мотивации:
- Тимбилдинги, корпоративы и хакатоны. Особенно эффективным считается использование командных и игровых механик. Грамотно составленные игры и квесты социализируют сотрудников, которые редко пересекаются друг с другом вне работы.
- Неформальные мероприятия. Разговорные клубы для практики иностранных языков, посиделки с настольными играми пятничным вечером или использование офиса как площадки для обсуждения идей. Так люди смогут ассоциировать свою работу с чем-то кроме труда.
- Обратная связь. Вы можете установить в офисе коробку для благодарностей и зачитывать их публично в конце каждой рабочей недели. Такой метод мотивации завершит трудовой период на позитивной ноте и усилит сплоченность коллектива.
Организационная
Все, что связано с обустройством офиса и делового процесса. К организационному мотивированию можно отнести следующие действия:
- Обустройство рабочих мест. Сотрудники, которые чувствуют себя комфортно во время работы, будут с удовольствием приходить на работу и чувствовать свою ценность, а также заботу со стороны нанимателя.
- Организация зон отдыха и приема пищи. Возможность пообедать, поужинать или отдохнуть в офисе поможет сотрудникам чувствовать себя комфортно на протяжении рабочего дня.
- Создание комфортного рабочего графика и предоставление дополнительных выходных для лучших сотрудников отчетного периода. Возможность немного сдвинуть график на час-два без дополнительных согласований помогает находить баланс между работой и личной жизнью, а также транслирует уважение со стороны компании.
- Привлечение к принятию решений. Компания отмечает ценность своих сотрудников, когда дает им право голоса и проводит моральное стимулирование труда.
Методы и инструменты нематериальной мотивации
Работники, которые просто получают зарплату, скорее всего не будут заинтересованы в улучшении показателей бизнеса. Чтобы вовлечь их в процесс и вдохновить на трудовые подвиги, опытные руководители применяют инструменты нематериальной мотивации.
Постановка достижимых целей
Ясное и подробное описание задач помогает фокусироваться. Когда цели соответствуют ценностям и убеждениям человека, они становятся источником мотивации. Когда цель понятна и близка каждому сотруднику, она становится общей. С осознания коллективом общей цели и начинается нематериальная мотивация.
Практики вознаграждения
Празднование даже небольших успехов помогает поддерживать уровень мотивации, повышает уверенность в себе и создает доверие между коллективом и руководством. Вознаграждать стоит не только выдающиеся результаты, но и повседневное участие. Подарки приятны всем и они не обязательно должны быть дорогостоящими.
Создание условий для роста
Сотрудник, который имеет возможность профессионально развиваться, ощущает собственную значимость и смысл работы. Карьерный рост не должен быть быстрым. Традиционно карьеру представляют в виде цепочки ”менеджера — руководитель отдела — директор”, но если карьерный путь расширить, “менеджер — старший менеджер — руководитель группы”, он продлевает стимулирование.
Гибкий график работы
Возможность подстраивать график под свои нужды, а также удаленный формат работы дают сотрудникам ощущение контроля и снижает стресс. Когда работнику удобно совмещать работу и жизнь, он не заинтересован менять компанию, ведь там могут быть куда худшие условия.
Тимбилдинг
Регулярное участие в мероприятиях по сплочению коллектива формирует чувство товарищества и сотрудничества в команде. Правильно организованные тимбилдинги повышают доверие и улучшают коммуникацию в коллективе. Однако следует помнить, что не каждая команда воспримет такое времяпрепровождение с радостью.
Геймификация
Использование элементов игрового дизайна в повседневной деятельности для вовлечения сотрудников. Геймификация создает конкурентную и доброжелательную атмосферу в коллективе. Например, можно стимулировать сотрудников отдела продаж к достижению поставленных целей, награждая их значками или очками за каждую успешную продажу.
Гуманность
Человечное отношение к сотрудникам и признание их ценности. Когда менеджеры проявляют эмпатию, сострадание и доброту по отношению к своим сотрудникам, сотрудники чувствуют свою значимость и поддержку организации. Гуманность можно проявлять признавая и ценя вклад в общее дело, оказывая эмоциональную поддержку, проявляя гибкость и понимание личных обстоятельств сотрудников. Культура взаимного уважения и доверия в коллективе повышает удовлетворенность работой.
Это основные нематериальные методы мотивации персонала, распространенные среди топ-менеджмента успешных организаций. У нас обширный опыт в подборе топ-менеджеров, способных выстроить и внедрить качественную систему мотивации сотрудников.
Как внедрить систему нематериальной мотивации
Основные принципы формирования системы мотивации для сотрудников:
- Доступность.
- Постепенность.
- Ощутимость.
- Своевременность.
- Комплексность.
Первым шагом в этом процессе является определение проблем компании, возникающих из-за отсутствия мотивации, таких как текучка кадров, низкая производительность и нездоровая атмосфера в коллективе.
Далее необходимо составить список основных целей и задач мотивации, таких как рост годовой производительности, снижение ротации кадров или повышение квалификации сотрудников для увеличения продаж. Условно разделите команду на группы: ключевые специалисты, топ-менеджеры и кадровый резерв. Разработайте план мотивации для каждой группы.
Опросы – важный шаг в определении методики. Они могут проводиться в форме открытого или анонимного анкетирования, а также индивидуальных интервью. На основе полученных данных обоснуйте выбор конкретных методов, их последовательность и периодичность. Определите ключевые kpi для системы мотивирования. Составьте бюджет, подготовьте необходимую документацию и не забудьте проинформировать персонал о новой системе мотивации. Запуск и тестирование следует проводить постепенно, начиная с одного отдела или группы. Анализируйте результаты, чтобы выявить слабые места в плане, и при необходимости вносите изменения в стимулирование.
Заказать систему мотивацииОценка эффективности нематериальной мотивации: деньги точно не главное?
Сотрудников невозможно мотивировать исключительно деньгами. В компании, где работа носит творческий характер или требует значительных интеллектуальных усилий, важными факторами мотивации становятся личностный рост, возможность работать над интересными проектами, чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и иные нематериальные факторы. Если коллективу не ясно, от чего зависят поощрения, или они кажутся произвольными, несправедливыми, это также сказывается на мотивации.
В конечном счете, человек, сидящий в офисе только ради зарплаты, едва ли будет работать с полной отдачей, а значит его вклад в общее дело будет незначительным.
Чтобы оценить эффективность системы немонетарной мотивации, учитывайте различные факторы. К примеру: публикация сотрудниками офисных и корпоративных фото в социальных сетях и использование продукции с символикой бренда отражают лояльность по отношению к компании. Удовлетворенность персонала своим руководителем также влияет на мотивацию. В изучении этого фактора помогают опросы рядовых сотрудников.
Примеры нематериальной мотивации и стимулирования персонала
Компании могут предоставлять сотрудникам различные, в том числе и нетрадиционные, нематериальные стимулы, чтобы вдохновить и мотивировать. Известно немало кейсов, когда именно немонетарные меры способствовали развитию бизнеса. К формам нематериального стимулирования персонала относятся:
- консультации с бизнес-тренером,
- бесплатные обеды, в том числе с возможностью предварительного заказа,
- гибкий рабочий график,
- возможность опоздания до 30 минут,
- полная или периодическая отмена дресс-кода,
- свобода распределения времени для работы и отдыха в офисе,
- бесплатное обучение и повышение квалификации,
- корпоративные мероприятия для укрепления духа команды,
- удаленная работа и программы релокации,
- возможность брать на себя более интересные задачи.
Роль менеджера в том, чтобы определить наилучшие способы вознаграждения – как денежные, так и нефинансовые – для каждого сотрудника в зависимости от его психотипа. Юнг делит людей на четыре основных типа, каждый из которых имеет свой основной мотиватор. Изучение этой и подобных теорий помогает создать идеальную мотивирующую атмосферу в компании.
Резюме
Нематериальная мотивация персонала – мощный инструмент управления, повышающий вовлеченность и производительность сотрудников. Признание заслуг, чувство личного вклада и возможности для роста и развития улучшают отношения в коллективе и влияют на качество жизни каждого участника. Чтобы внедрить эффективную систему нематериальной мотивации, менеджер должен разбираться в методиках и выбирать наиболее уместные. А регулярная обратная связь поможет при анализе и дальнейшем совершенствовании. При необходимости Up Business подберет для вашей компании специалиста, компетентного в создании и внедрении системы нематериального поощрения. Также мы готовы проконсультировать вас в сфере разработки такой системы мотивации. Наши специалисты помогут вашему коллективу выйти на новый уровень.
Закажите работающую систему мотивации для ваших сотрудников на нашем сайте
Ответы на часто задаваемые вопросы
-
Чем плоха материальная мотивация?
В целом это удобно и просто: получать дополнительные денежные выплаты и бонусы так или иначе приятнее, чем не получать. Премии дополнительно отмечают личные достижения, а процент от прибыли в качестве стимула приводит к увеличению продаж. Однако следует помнить, что затраты на финансовое поощрение – не всегда выгодное вложение. Фиксированные бонусы искусственно устанавливают потолок развития. Также сотрудникам не всегда очевидны причины получения премий, что демотивирует проявлять инициативу.
-
В чем основные преимущества неденежной мотивации?
Нематериальное поощрение сотрудников за хорошую работу формирует доброжелательную и продуктивную атмосферу в коллективе, повышает моральный настрой, сплачивает коллектив и укрепляет корпоративную культуру, а также требует меньших затрат.
-
С чего начать внедрение системы нематериальной мотивации?
Необходимо определить инструменты и методы, которые вы будете применять, а для этого следует провести детальный анализ рабочих процессов, коммуникации внутри компании и изучить интересы всех категорий персонала.
-
Как поощрить разобрались. А за что наказывать сотрудников?
Тут все достаточно просто: нарушение трудовой дисциплины, субординации, неисполнение своих обязанностей, саботаж и прочие вредительские действия. Но значительно важнее то, как выстроена сама система наказаний. Замечания, выговоры, штрафы, увольнения и другие санкции работают гораздо лучше в связке с глубоким пониманием структуры компании и активной обратной связью.