Мотивация как движущая сила эффективной деятельности компании: современные методы и действенные методики

Мотивации персонала

Успешный бизнес – это, в первую очередь, люди, которые в нем задействованы. Именно от них зависит, насколько быстро будут достигнуты цели и реализована основная стратегия. Заинтересованность каждого отдельного сотрудника играет большую роль в общем деле, поэтому руководство компании постоянно ищет новые приемы для стимулирования и тестирует все более действенные методы мотивации.

Мотивации персонала: понятие, особенности и принципы

Человек приходит на работу ради удовлетворения собственных потребностей материального и духовного плана. Задача же управленцев найти рычаги, способствующие постоянному развитию организации, путем раскрытия потенциала каждого работника и создания для него максимально комфортных условий. Грамотно выстроенная система мотивирования нацелена на повышение качества и эффективности производительности труда при исполнении должностных обязанностей каждым специалистом. Кроме того, действующие методы мотивации персонала влияют на такие показатели как:

  • формирование коллектива, проявляющего лояльность к компании;
  • снижение кадровой текучки;
  • привлечение профильных специалистов, имеющих высокую квалификацию;
  • создание здоровой рабочей атмосферы;
  • наличие развитой корпоративной культуры.

В общем смысле под системой мотивации понимается применение совокупности инструментов и стимулов, побуждающих сотрудников эффективнее исполнять свои трудовые обязанности. Сложность ее разработки в том, что необходимо учитывать не только специфику работы предприятия, отрасли, но и личные потребности работников.

Ключевыми принципами и методами мотивации труда персонала являются:

  1. Прозрачность. Каждый сотрудник должен понимать, каких показателей и в каком объеме от него ждет руководство.
  2. Достижимость. Требования не должны быть завышенными, а реализация – обозримой.
  3. Существенность. Поощрения и штрафы должны быть значимыми, то есть оказывать существенное влияние на конкретного сотрудника.
  4. Своевременность. Стимулирование в каком бы виде оно не происходило, должно быть привязано к конкретному результату работы, в противном случае будет утеряна взаимосвязь.
  5. Значимость. Выполнение тех или иных задач должно быть вознаграждено соразмерно их уровню. Так, незначительная с точки зрения затрат работа не должна быть излишне щедро отмечена.
  6. Комплексность. Для большей эффективности следует чередовать нематериальные и финансовые инструменты.

Методы стимулирования персонала могут разниться в зависимости от ряда показателей – занимаемой должности, личных характеристик, профессиональных обязанностей.

Формы мотивации персонала

Выделяются несколько основных видов потребностей людей: физиологические, необходимость в комфорте и защищенности, социальные, желание получить признание, иметь возможность самовыражения. Для каждой отдельной категории сотрудников работают разные формы мотивации. Например работники, занимающие рядовые линейные должности, чаще всего, нацелены на удовлетворение первых трех ступеней пирамиды по Маслоу. Менеджеры и специалисты, занимающие руководящие и ключевые позиции заинтересованы в признании, поощрении проделанной ими работы. Что же касается руководства и топ-менеджмента фирмы, то для них важна возможность самовыражаться, так как все остальные уровни уже пройдены в предыдущие периоды.

Действующими формами стимулирования принято считать:

  • поощрение материального характера;
  • принуждение и система штрафов;
  • поощрение морального характера;
  • социальное воздействие;
  • психологическая мотивация.

Одна из сложнейших задач для руководителя компании – поиск оптимального решения, которое бы привело к росту производительности труда конкретного специалиста. Поиск вариаций повышения мотивации персонала всегда можно доверить профессионалам – компания UP business предлагает расширенный ассортимент услуг, способных удовлетворить потребности широкого круга работодателей. Применение современных решений и технологий позволяет существенно повысить экономические показатели организации.

Заказать систему мотивации

Зарплата, предоставление льгот и премирование, выдача моральных поощрений различного назначения, предоставление возможностей для получения дополнительного образования, обучение, создание условий для вертикального и горизонтального карьерного роста, развитие доверительных взаимоотношений внутри коллектива – каждая форма подбирается сугубо индивидуально, чтобы результативно мотивировать работников. Рассмотрим подробнее способы воздействия и влияния каждой.

Материальная мотивация

Денежная мотивация сотрудника

Самым простым и логичным способом мотивации сотрудников является некий материальный стимул – то, что можно физически ощутить. Помимо стандартных и понятных всем денег включает в себя также систему штрафов и так называемую неденежную мотивацию.

Финансы

Бизнес всегда предполагает рыночные взаимоотношения, в том числе между сотрудником и работодателем. Поэтому один из самых эффективных методов убедить персонал работать лучше – достойная оплата. Может состоять из двух частей – регулярной и переменной. При этом, вторая может быть представлена в виде:

  • премии, которая выдается по результатам определенного периода или при достижении поставленных целей. Может быть зафиксирована в трудовом договоре или высчитана на основе kpi;
  • комиссионных или процентов от совершенной сделки, чаще всего имеет установленное значение, и сотрудник знает наверняка, какая сумма им будет получена в случае положительного исхода общения с покупателем;
  • иные выплаты, могут предоставляться тем специалистам, ценность которых для организации имеет особое значение.

Яркий пример применения такой методики – повышение заработной платы или ее ежегодная индексация с учетом выработки по годам и индивидуальной производительности работника. Как показывает практика, после подобных манипуляций коллектив начинает работать значительно более эффективно. Что касается премиальной составляющей, то по исходу определенного периода за достижение целевых показателей специалист мотивируется денежным вознаграждением. Мерой для разных должностей могут выступать разные единицы: для специалиста активных продаж – проведенные сделки, для инженера – выполненные проекты и так далее. Закрыть любую позицию, например, найти менеджера по продажам, помогут специалисты компании UP business. Лидеры рынка рекрутинга применяют современные методики и инструменты, позволяющие предоставлять на рассмотрение только достойные и подходящие кандидатуры и не тратить время заказчика напрасно. Получите расчет стоимости подбора прямо сейчас.

Кроме того, в рамках материальной или денежной мотивации могут быть применены:

  • единичные выплаты по результатам внесения рацпредложений, победы в конкурсах, модернизации технологий и так далее;
  • доплаты за наличие определенной квалификации, включение в реестры узкопрофильных специалистов;
  • стимулирующие выплаты из полученной прибыли чаще всего относятся к административному персоналу и высшему руководству;
  • дисконты и скидки на приобретение товаров или услуг компании.

Неденежные стимулы

Такого типа поддержка отражает современные методы мотивации персонала, который стремится развиваться и ценит личный комфорт. В этом случае работодатель направляет финансовые средства на оплату услуг посредников. Наиболее часто используемыми инструментами является получение образования, в том числе прохождение курсов иностранных языков, а также:

  1. Возможность сделать ремонт или модернизировать техническое оснащение рабочего места.
  2. Посещение спортзала, курсов саморазвития или заведений общепита за счет организации.
  3. Участие в культурных мероприятиях разного характера (спектакли, экскурсии, поездки).
  4. Вручение индивидуальных и в составе команды подарков;
  5. Предоставление компенсаций и льгот (пользование корпоративной связью, заправка авто топливной картой предприятия, возмещение средств за использование собственного транспорта).
  6. Медицинская страховка, действующая в рамках коллективного договора, предоставление дополнительных выходных.

Такой принцип работы крайне эффективен при формировании коллективной мотивации персонала.

Система наказания и штрафы

По сути, штрафная система работает по принципу денежной мотивации, но в свою очередь содержит удержания за нарушение условий выполнения работ, срыв планов и халатность. Главная цель штрафов — формирование у сотрудников ответственного отношения к своим должностным обязанностям, в том числе соблюдение трудовой дисциплины и установленных корпоративных правил. Как правило, включает в себя следующие действенные элементы:

  • дисциплинарные взыскания (за несоблюдение этических норм, отсутствие на рабочем месте, нанесение ущерба репутации компании, создание опасных или аварийных ситуаций);
  • штрафы за срыв выполнения целевых показателей (планов продаж, возмещение задолженностей, принятых обязательств);
  • наказание за превышение лимитов согласованных расходов, неоправданные растраты;
  • отказ в выплате премиальной составляющей по результатам отчетного периода при наличии низких результативных показателей;
  • возмещение расходов компании по урегулированию вопросов, связанных с выявленным браком продукции, простоем или поломкой оборудования, иных понесенных потерь;
  • лишение (ограничение) доступа к корпоративным скидкам при обнаружении фактов превышения полномочий.

Грамотно выстроенная штрафная система является крайне эффективной на крупных промышленных предприятиях и компаниях, входящих в состав производственных цепочек.

Нематериальная мотивация

Нематериальная мотивация сотрудников

Современные подходы к формам и методам стимулирования и мотивации труда призваны воздействовать на персонал не только с точки зрения физически ощутимых мер. Как было разобрано выше, человек нуждается в невещественных благах помимо заработной платы.

Социальное воздействие

Основные правила мотивации в организации должны распространяться на специалистов всех уровней, а значит эффективно воздействовать и на поддержание позитивного психологического климата в коллективе. Основными применяемыми инструментами такого толка могут быть:

  • проведение внутренних конкурсов и соревнований среди сотрудников. Такую модель часто используют американские и европейские компании. Например, один из лидеров рынка фастфуда регулярно проводит конкурс на «лучшего работника месяца» и портрет победителя висит на видном месте в ресторане на протяжении следующих 30 дней;
  • организация корпоративных выездов, бизнес-сессий, тренингов и других мероприятий. Как показывает практика совместное проведение досуга способствует сплочению команды, работники начинают лучше понимать друг друга, а управление компании проникается проблемами, которые испытывает коллектив и идет на модернизацию производственных процессов;
  • проведение спортивных и культурных мероприятий. Крайне распространенной мотивационной практикой является наличие в компании собственной футбольной или иной команды. Некоторые предприятия предлагают коллегам испытать себя на состязательном поприще – керлинг, волейбол, такие мероприятия позволяют локально решать внутренние конфликты и дают возможность получить физическую разрядку;
  • возможность принять участие в организационных собраниях и совещаниях с участием собственников и топ-менеджмента компании. Такие встречи имеют высокий стимулирующий характер и развивают индивидуальные лидерские качества;
  • создание праздничной атмосферы и поздравления со стороны руководства на значимые для сотрудников даты и события;
  • публичное чествование отличившихся работников с выдачей памятных подарков и сувениров;
  • для исполнителей, показавших наибольшие результаты – дополнительные преимущества и расширенные полномочия;
  • предоставление возможностей для карьерного роста.

Психологическая составляющая мотивации

Рассмотрение классификации видов стимулирования не будет полным без разбора методов психологической мотивации, которая играет далеко не последнюю роль в осуществлении трудовой деятельности. В основном применяемые инструменты направлены на повышение уровня лояльности персонала к организации. Кроме того, благодаря им, удается добиваться снижения текучки кадров и привлекать высококвалифицированных специалистов. К наиболее востребованным видам относится:

  • предоставление социальных гарантий – медицинских страховых полисов, возможность обслуживаться в корпоративной клинике. Зачастую может также распространяться на близких членов семьи;
  • помощь в проведении релокации самого сотрудника и членов его семьи;
  • возможная помощь в личных делах – предоставление реабилитации после болезни, посещение сессий с психологом, проведение тренингов по эмоциональной разгрузке и так далее;
  • комфортная атмосфера в офисе с наличием мест отдыха, свободным доступом к бесплатной воде и перекусам;
  • возможность получать обратную связь от руководителей организации. В том числе на имеющиеся жалобы, предложения;
  • поддержание престижного уровня работодателя в различных рейтингах.

Мотивация может быть прямой, то есть направленной непосредственно на самого сотрудника компании, и косвенной – на его семью и родных. Доказано, что комплексное применение различных инструментов позволяет добиться максимальных результатов в работе.

Резюме

Для эффективного управления персоналом необходимо искать подход к каждому сотруднику. Комбинация различных методов экономического и психологического стимулирования, способствующих росту результативности труда работников – лучший вариант мотивации. Эффективная система должна быть всесторонне проработана и учитывать особенности отрасли, специфику работы самой компании. Кроме того, для деятельности без сбоев лучше привязать оценочные критерии к определенным показателям развития и подвергать их регулярной ревизии и корректировке.

Оставьте заявку на подбор сотрудника

    Отправляя эту форму, вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности

    Ответы на часто задаваемые вопросы

    1. Какие ключевые принципы можно выделить у мотивации?

      Для того, чтобы мотивация сотрудников приносила положительные результаты она в обязательном порядке должна быть:

      1. понятной,
      2. иметь высокий уровень значимости,
      3. ее внедрение должно носить постепенный характер,
      4. процессы должны иметь прямую привязку к текущей или недавно завершенной деятельности,
      5. должна носить комплексный характер.

    2. Чем отличается мотивация от стимулирования?

      Мотивация – это комплексная сбалансированная система, состоящая из различных инструментов поощрительного или штрафного характера. Она имеет точную привязку к конкретным целям и приводит к достижению конкретного результата. В свою очередь стимулирование представляет собой один из способов реализации трудовой мотивации. И чаще всего носит точечный индивидуальный характер.

    3. Можно ли мотивировать сотрудников, работающих на удаленке?

      Сотрудники, работающие онлайн также должны чувствовать заинтересованность в развитии компании. Конечно, в этом случае эффективнее всего работает финансовая мотивация, но и психологическая составляющая также имеет большое значение. Рекомендуется проводить периодические созвоны с группой, общаться в видеоконференциях, подчеркивать индивидуальный вклад специалиста в общее дело.

    Поделиться
    Класснуть
    Отправить
    Вотсапнуть
    Запинить
    Получите консультацию по вашей задаче

    Подписаться на рассылку
    Мы будем присылать полезный контент на почту. Без рекламы