Мотивация персонала

Результат выстроенной системы мотивации сотрудников

Любая организация держится на сотрудниках, поэтому мотивация персонала имеет существенное значение для роста и развития компании. Согласно исследованию института Гэллапа, высоко вовлеченные команды демонстрируют на 21% большую прибыльность, на 17% более высокую производительность, на 20% больше продаж и на 10% более высокие оценки клиентов. Системы мотивации включают в себя различные методы поощрения и стимулирования, основанные на тех или иных теоретических принципах. Рассмотрим понятие мотивации, современные системы стимулирования труда и разберемся, для чего нужна оценка эффективности.

Сущность и понятие мотивации персонала

Мотивация персонала — это процесс стимулирования сотрудников на достижение целей организации и совокупность факторов, которые побуждают человека прилагать усилия в работе. Концепции мотивации основываются на предположении, что каждый сотрудник обладает потенциалом, и ответственность за его раскрытие лежит на организационном руководстве. Стратегия требует определения реальных и достаточных мер. Чтобы добиться желаемых результатов на производстве, работодателям необходимо понять внутреннюю мотивацию сотрудников, и адаптировать элементы системы мотивации к конкретным потребностям.

Принципы мотивации сотрудников

Сотрудники мотивируются не сами по себе, управление мотивацией подчиненных ложится на работодателя. При разработке системы следует руководствоваться принципами, которые не только приведут к результату, но также будут этичными.

Доступность. Правила должны быть понятны и реализуемы. Когда ожидания ясны, сотрудники с большей вероятностью будут правильно выполнять свои обязанности.

Персонализация. Мотивационные инструменты зависят от должности, трудового стажа, объема работы и характера сотрудника. Чем лучше вы знаете работника, тем больше способов мотивировать его.

Последовательность. Формирование корректных ожиданий во многом определяет успех программы мотивации. Поощрения для новичков должны быть умеренными, а первое наказание можно заменить личным разговором.

Весомость. Вознаграждение должно соответствовать должности, опыту и вкладу сотрудника, а наказание должно лишь удерживать от повторения нежелательных действий.

Своевременность. Вовремя отмечайте усилия и проколы сотрудников, иначе их достижения будут забыты, а нарушители почувствуют себя безнаказанными.

Комплексность. Оптимальная система мотивации подразумевает параллельное применение материального и нематериального стимулирования персонала, которое основано на понимании сильных и слабых сторон сотрудников.

Оставьте заявку на консультацию

Если применение всех принципов кажется затруднительным, обратитесь за помощью к нам. Специалисты компании Up Business проведут аудит мотивации ваших сотрудников и найдут верное решение.

    Отправляя эту форму, вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности

    Виды мотивации персонала

    Материальное поощрение

    Финансовые стимулы — самый распространенный вид мотивации персонала, поскольку их проще измерить. Сотрудники работают усерднее, когда усилия положительно отражаются на зарплате. Финансирование — универсальная методика менеджмента, поскольку не учитывает все аспекты и иногда может иметь негативные последствия.

    1. Прямые материальные бонусы. Повышение оклада даже на 5% само по себе может быть мотиватором, а при небольшом штате не нанесет особого ущерба прибыли. Премии также позволяют отметить ключевых сотрудников: тех, кто сделал больше всего продаж, закрыл отчетность, провел результативную рекламную кампанию и т.д.
    2. Корпоративные скидки. Материальные средства стимулирования не ограничены прямыми выплатами. Сотрудники могут интересоваться ассортиментом вашей компании, так что полезно установить скидки на предоставляемые вами товары или услуги. Это положительно скажется на прибыли и стимулирует сотрудников рекламировать бизнес через сарафанное радио.
    3. Оплата обучения. Предложите сотрудникам своего ООО курсы и тренинги, которые помогут сплотить коллектив и дать работникам новые знания. Инвестиции в обучение принесут пользу компании в долгосрочной перспективе.
    4. Обустройство офиса. Эргономичная мебель, покраска стен в яркие и позитивные цвета, обустройство удобной лаунж-зоны, могут повысить мотивирование сотрудников и их производительность.
    5. Подарки. Награждайте сотрудников не только по праздникам, но и за отлично выполненную работу. Формы подарков могут быть разнообразными: сертификат на посещение спа-салона, абонемент в спортзал, билеты на шоу или спектакль. Обязательно учитывайте индивидуальные предпочтения при выборе подарков.
    6. Мероприятия. Корпоративные вечеринки, тимбилдинги и подобные проекты сплачивают коллектив, если организованы разумно и своевременно. Если в коллективе недостаточно дружная атмосфера, такие события могут восприниматься негативно.

    Возможности карьерного роста

    Сообщайте сотрудникам о перспективах их развития в организации. Некоторые сотрудники столь амбициозны, что не требуют немедленного увеличения зарплаты или премии, зная о возможности повышения. Механизм развития карьеры должен быть прозрачным и ясным. Выполнение обещаний начальством повышает лояльность коллектива, а нарушение слова может навредить вашей репутации.

    Человечное отношение

    Мотивация труда — это не только деньги и игра на амбициях, но и построение здоровых отношений в коллективе. Позитивная атмосфера, какая бывает в организациях, где всерьез относятся к мотивации, и дружелюбные сослуживцы влияют на удовлетворенность работой не меньше, чем зарплата.

    1. Похвала. Многие начальники упускают из виду важность выражения признательности работникам. Простое «спасибо» или «молодец» действует как дополнительная стимуляция и может значительно поднять моральный дух и лояльность членов команды.
    2. Открытость к диалогу. Убедитесь, что сотрудники могут обратиться за советом или рекомендацией, когда это необходимо. Подумайте о планировании регулярных встреч для решения проблем.
    3. Право голоса. Дайте возможность всем членам команды внести свой вклад. Поощряйте участие всех сотрудников, а не только самых активных. Предоставляйте возможности для мозгового штурма и сотрудничества. Порой самые креативные идеи приходят из неожиданных источников.
    4. Доска почета. Чествуйте выдающихся работников. Создайте программу признания, чтобы отмечать достижения выдающихся членов команды. Предоставьте сотрудникам образец для подражания.
    5. Гибкий график работы. Предоставьте сотрудникам возможность работать удаленно или по гибкому графику, чтобы учесть различные особенности работы и потребности. Доверяйте сотрудникам справляться со своими задачами и соблюдать сроки без микроменеджмента их расписания.

    Нестандартные подходы

    1. Анализ темпераментов. Люди с разными характерами отличаются стилем работы. Используйте психологические личностные тесты, чтобы подобрать правильные методы мотивации персонала.
    2. Использование амбиций. Подход Уолта Диснея, который переименовывал непопулярные должности, оказался эффективным в его мультипликационной империи: сотрудники стали позитивнее относиться к работе. Обозначить должность уборщика гордым «менеджер по территории» может оказаться неплохой идеей.
    3. Горизонтальная система поощрений. Внедрите корпоративную программу, в рамках которой коллеги могут оставлять отзывы, благодарности или жалобы на работу друг друга. Как вариант: через мессенджер или бизнес-приложение.

    Современные методы, способы и формы мотивации сотрудников

    Человеческий капитал — ресурс, определяющий рост прибыли и конкурентоспособность бизнеса. Цель стимулирования персонала заключается в объединении интересов коллектива и предприятия. Среди прогрессивных моделей управления, применяемых на практике, выделим несколько основополагающих:

    1. Наполнение деятельности. Постановка вариативных задач снижает монотонность и склоняет работников к реализации творческого подхода. Метод следует применять с осторожностью, он может восприниматься как увеличение нагрузки и не исполнять свою функцию.
    2. Стимулирование творчества и инноваций. Возможность развития увеличивает ценность рабочего места в глазах сотрудника. Программы личностного роста положительно влияют на удовлетворенность работой и на эффективность.
    3. Горизонтальная ротация персонала. Метод еще называют перекрестным обучением. Перевод сотрудников на смежные должности позволяет им лучше понять устройство организации, развить новые навыки и выйти из зоны комфорта.
    4. Гибкий график. Сокращенные рабочие часы, четырехдневная рабочая неделя, удаленная работа и подобные инициативы помогут сотрудникам сосредоточиться на работе без ущерба для личной жизни.
    5. Расширение прав и возможностей работника. Чтобы поощрить сотрудника, руководитель может привлечь его к принятию решений. Увеличивается ответственность, но человеку приходится разбираться в структуре предприятия, что дает ему чувство значимости.

    Современные подходы к мотивации персонала все в сущности ориентированы на внутреннюю жизнь сотрудников. Человеку свойственно стремиться к знаниям, новым вызовам и расширению горизонтов. Это означает, что организациям следует проводить гуманистическую политику и управлять социальным климатом в коллективе.

    Разработка и внедрение системы мотивации в компании

    Ревизия целей

    Система должна быть разработана с учетом миссии компании, а также индивидуальных целей отделов и сотрудников. Исполнитель должен понимать, что и зачем он делает, для этого ему нужно предоставить описание пути. Также следует подготовить соответствующую документацию.

    Система оценки

    После того, как цели определены, необходимо определить основные KPI и составить систему оценки. Сотрудники должны получать адекватное вознаграждение за труд, а те из них, кто превышает план, соответственно, поощряться. Система оценки должна быть объективной, прозрачной и сопровождаться конструктивной обратной связью.

    Тестирование

    Крупные компании проверяют новые системы на тестовых группах, чтобы понять, как мотивировать сотрудников по всей организации. Тестирование способствует выявлению проблем, позволяет определить какие виды мотивации будут наиболее эффективны, и внести коррективы в систему до того, как она будет развернута.

    Внедрение

    При внедрении системы мотивации следует выделить главные факторы:

    Гибкость. Система должна учитывать потребности сотрудников и их психологические типы, а также соответствовать различным уровням квалификации, опыта и способностей.

    Вознаграждения. Повышение заработной платы, премии, продвижение по службе, обучение, гибкий график или другие формы признания должны быть связаны с результатами работы, чтобы сотрудники могли видеть прямую зависимость поощрения от своих усилий.

    Коммуникация. Сотрудников нужно информировать о целях, ожиданиях и вознаграждениях системы. Общение должно выстраиваться последовательно и быть открытым для обратной связи с сотрудниками.

    Анализ

    Проверка показателей на каждом этапе позволяет отслеживать динамику и своевременно корректировать существующую систему мотивации. При этом резко менять курс не стоит, лучше постепенно вносить структурные изменения, параллельно отслеживая показатели.

    Внедрение системы мотивации – комплексный и многомерный процесс. Чтобы гарантированно получить желаемый результат, закажите разработку действенной системы мотивации у компании Up Business.

    Разработать систему мотивации

    Оценка эффективности системы мотивации

    Оценка проводится с помощью опросов, анализа KPI и дата-анализа. Опросы сотрудников помогают составить классификацию по характерам, измерить уровень удовлетворенности и вовлеченности, а на основании результатов менеджеры планируют дальнейшие действия. Анализируя данные о работе сотрудников, менеджеры отслеживают настроение коллектива, выявляют проблемные ситуации и временами меняют его состав. По ротации линейного персонала, количеству прогулов и общему уровню производительности можно судить о качестве бизнеса.

    Любая технология требует улучшений, но в этом вопросе не стоит спешить. Тестирование системы мотивации до ее внедрения в масштабах всей компании поможет выявить трудности и разобраться с ними в малых масштабах. Оценка, как и сама мотивация, это комплексный и непрерывный процесс, поэтому убедитесь в том, что система оказывает положительное влияние.

    Примеры мотивации персонала и ее влияния на производительность

    Чтобы использовать мотивацию сотрудников продуктивно, нужно создать условия, обозначить верный путь от получения задачи до ее решения. В качестве примера: у предприятия по добыче руды стали быстро приходить в негодность самосвалы. При их грузоподъемности в 20 тонн, водители загружали по 25 тонн, что снижало скорость перевозки, а техника испытывала перегрузки.

    Водителям платили за тонно-километры. Путь от рудника до фабрики не меняется, значит получить больше денег работники могли только увеличивая перевозимый объем. Компания изменила оплату труда на сдельную. Водителям стали платить одинаково за первые три поездки и вдвое больше за четвертую, что мотивировало их совершать как можно больше поездок в течение дня.

    Объем руды вырос до 80 тонн в день на самосвал, грузовики стали меньше ломаться, что сократило затраты на ремонт. Производственный процесс оздоровился, зарплата сотрудников выросла, а фонд оплаты труда — нет.

    Мотивация персонала — непрерывный процесс, а не одноразовое решение проблемы. Следует регулярно анализировать и адаптировать системы мотивации. Эту задачу вы можете делегировать квалифицированным специалистам компании Up Business. Закажите работающую систему мотивации для сотрудников на нашем сайте.

    Как стимулировать персонал работать эффективнее

    Ответы на часто задаваемые вопросы

    1. В чем разница между мотивацией и стимулированием?

      Мотивация — это внутреннее побуждение, на основе которого формируется стремление к дальнейшим достижениям. Стимулирование же — внешняя сила, влияние которой зависит от чувства справедливости и понимания причины поощрения. Стимулирование эффективно в краткосрочной перспективе, но устойчивая мотивация исходит изнутри.

    2. Когда следует менять систему мотивации?

      Изменения в целях организации, рыночных и экономических условиях, демографических характеристиках сотрудников и содержании работы могут потребовать изменений в системе мотивации. Регулярная оценка и адаптация системы может гарантировать, что персонал будет вовлечен в работу.

    3. Как разработать эффективную систему мотивации персонала?

      Организация должна провести беседы с руководителями отделов и подразделений и опросить персонал, чтобы понять его интересы и потребности. На основе полученных данных руководство определяет наиболее действенную схему и внедряет ее.

    4. Как стимулировать персонал без денег?

      Похвала и признание заслуг могут мотивировать человека не хуже премии. Возможности для профессионального роста, создание позитивной рабочей среды, предоставление интересной деятельности, обеспечение баланса между работой и личной жизнью поддерживают высокий уровень производительности и не обязательно требуют денежных вложений.

    Оставьте заявку на разработку системы мотивации

      Отправляя эту форму, вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности

      Поделиться
      Класснуть
      Отправить
      Вотсапнуть
      Запинить
      Получите консультацию по вашей задаче

      Подписаться на рассылку
      Мы будем присылать полезный контент на почту. Без рекламы