Материальная мотивация персонала
В 2017 году компания World at Work провела опрос среди персонала тысячи организаций, который выявил, что лишь 72% предприятий осознанно мотивируют сотрудников. Остальные вообще не уделяют этому внимания. А ведь финансовая мотивация, проще говоря, использование денег в качестве стимула – один из самых простых и доступных способов воздействия на персонал. Она может принимать разные формы: мотивационную часть зарплаты, бонусы, участие в прибылях и другие. Рассмотрим различные виды денежной мотивации сотрудников и примеры успешного использования систем поощрения.
Что такое материальная мотивация
Материальная мотивация — это метод стимулирования персонала с помощью денег. Он предполагает денежные вознаграждения такие, как премии и другие формы материального стимулирования, для поощрения мотивации и повышения эффективности работы. Прямая материальная мотивация, когда работник получает конкретное денежное поощрение за свои усилия, обычно ведет к увеличению продуктивности. Используя денежные стимулы в качестве инструмента мотивации, компании могут повысить лояльность работников к компании.
Цели и задачи материальной мотивации сотрудников
Основные цели материальной мотивации:
-
Повышение мотивации и вовлеченности сотрудников
-
Достижение желаемого поведения и производительности
-
Привлечение и удержание компетентных специалистов
-
Поддержание корпоративной культуры
На производительность труда влияет заинтересованность работников, которой можно управлять не только через деньги. Материальная и нематериальная мотивация труда сотрудников выполняют разные задачи, но в комбинации дают наилучший результат. Правильно настроенное финансовое стимулирование повышает общее качество работы, а также улучшает имидж организации.
Преимущества и недостатки материального стимулирования
В современной экономике любой бизнес использует деньги как средство мотивации. По мнению ведущих HR-экспертов, материальные методы мотивации сотрудников считаются одним из самых эффективных способов стимулирования производительности. Для материальной мотивации нужна организация оплаты и материального стимулирования труда работников предприятия. Вот некоторые плюсы и минусы материальной мотивации:
Преимущества
-
Материальное стимулирование оказывает универсальное воздействие на всех сотрудников, в отличие от нематериальных методов, которые требуют индивидуальной оценки.
-
Внедрение материальной мотивации персонала происходит относительно просто – достаточно лишь положения о премировании и приказа руководителя предприятия.
-
Эффект материальной мотивации оценивается и измеряется с помощью простых показателей.
Недостатки
-
Внедрение материальной мотивации требует дополнительных затрат, что увеличивает расходы компании.
-
Набор инструментов для материальной мотивации не так разнообразен, как нематериальные методы.
-
Дополнительные выплаты сотрудникам также могут увеличить налоговую нагрузку на компанию.
Виды материальной мотивации персонала
Материальная мотивация является наиболее широко используемым подходом, включает в себя различные виды материальной мотивации и может использоваться как позитивно, так и негативно:
Денежные и неденежные вознаграждения: премии, надбавки, доплаты, комиссионные, подарки, владение акциями, расходы на обучение, туристические путевки, билеты на мероприятия.
Финансовые наказания: такие как штрафы за административные нарушения, опоздания, невыполнение служебных задач и провоцирование конфликтов.
Поощрение дается за проявление инициативы, активное участие в повышении производительности компании, профессионализм, творческое решение проблем и строгое соблюдение правил и норм коллектива. Введение финансовых стимулов координирует и дисциплинирует персонал, сотрудники стремятся превысить поставленные цели и осознают ценность своей работы. В результате улучшается репутация компании, а своевременная выплата премиальных повышает доверие к работодателю. Для того чтобы система материального стимулирования персонала оставалась эффективной на протяжении долгого времени, ее необходимо постоянно совершенствовать.
Методы и инструменты материальной мотивации
Чтобы достичь целей мотивации, необходимо применять достаточные и релевантные средства. Основной формой материального стимулирования персонала организации является ставка или оклад работника, но ее воздействие нужно поддерживать.
Заработная плата
Зарплата служит мотиватором, поскольку она вознаграждает сотрудников за их работу и поддерживает доверие коллектива к начальству. Например, новые сотрудники могут получать более высокую зарплату, чем в среднем по отрасли, в качестве стимула для работы в компании.
Бонусы
Бонусы – это способ поощрения работников через оплату сверх оклада за выполнение определенных критериев. Премии могут начисляться индивидуально или коллективно, и могут быть привязаны к КПЭ или прибыли. Например, отдел может получить премию, если он перевыполняет план.
Штрафы
Штрафы – это способ наказания за нежелательное поведение, например, прогул или низкую результативность. Штрафы могут вычитаться из зарплаты или премии сотрудника и сопровождаться предупреждениями или дисциплинарными мерами.
Льготы и скидки
Медицинское обслуживание, пенсионные сберегательные планы или скидки на продукцию компании. Такие льготы могут повысить заинтересованность в работе и помочь удержать сотрудников.
Подарки
Выражение признательности сотрудникам за труд. Подарки могут варьироваться от собственной продукции компании и брендового мерча до туристических путевок.
Участие работников в распределении прибыли
Планы распределения прибыли, опционы на акции или бонусы зависят от компании. Компания дает право сотрудникам распределять средства организации. Например, компания John Lewis в Великобритании ежегодно выплачивает сотрудникам долю прибыли. Эта система действует с момента основания компании в 1929 году и считается ключевым фактором успеха компании и лояльности ее сотрудников.
Неденежная материальная мотивация
Возможности для карьерного роста или профессионального развития, дружественная рабочая среда и высокая культура компании. Может быть ценным инструментом морального стимулирования сотрудников и их удержания.
Если вам необходима разработка или совершенствование системы мотивации, специалисты UP business готовы вам помочь. Узнайте стоимость разработки системы мотивации.
7 принципов материальной мотивации
-
Ясность. Убедитесь, что критерии расчета вознаграждений понятны всем сотрудникам. Доносите информацию о процедуре поощрения через корпоративный сайт, информационную доску или на собраниях, чтобы объяснить, как и почему начисляются премии.
-
Объективность. Вознаграждайте всех сотрудников, которые хорошо работают, даже при негативном личном отношении. Помните, что недовольные сотрудники могут пойти конфликт и настроить против вас всю команду.
-
Прозрачность. Убедитесь, что сотрудники понимают, чего они должны достичь, чтобы получить вознаграждение. Приводите конкретные примеры успехов, которые были вознаграждены, а не просто раздавайте премии. Также информируйте коллектив о состоянии фонда материального стимулирования для поощрения работников.
-
Баланс. Вероятно, один из наиболее сложных для исполнения принципов. Применяйте релевантные инструменты и способы материальной мотивации персонала. Убедитесь, что число бонусов перевешивает число наказаний и штрафов.
-
Индивидуальный подход. Учитывайте опыт и компетенции сотрудника при постановке целей. Например, платите опытным сотрудникам на 20% больше, чем новичкам. Но не забывайте следить за прогрессом, так как иногда молодые сотрудники могут работать лучше, чем их более опытные коллеги.
-
Реалистичные цели. Если премии выплачиваются за недостижимые результаты, поощрение становится бессмысленным. Сотрудники не будут пытаться достичь невозможного, а некоторые даже могут покинуть компанию и испортить впечатление у коллег. Поэтому важно ставить достижимые цели.
-
Дальновидность. Разработайте систему вознаграждения таким образом, чтобы побудить сотрудников думать не только о текущих задачах, но и о будущих целях. Поощряйте инновации, рост и долгосрочный успех как средства достижения вознаграждения.
Примеры материальной мотивации и стимулирования персонала
Организации могут применять различные формы материального стимулирования сотрудников. Рассмотрим некоторые примеры материальной мотивации персонала:
1. В хозяйственном магазине для определения бонусов могут использоваться, например, такие KPI:
-
длина чека,
-
размер чека,
-
общее количество продаж,
-
общая сумма продаж,
-
продажи конкретных товаров
-
продажи дополнительных услуг
Заработная плата продавца делится на несколько частей, включая оклад, который обычно составляет 30% и выступает в качестве мотиватора лояльности к компании. Перевыполнение плана для отдела также может привести к получению бонуса, что помогает мотивировать всю команду продавцов. Неденежные стимулы, такие как скидки на продукцию, также могут быть использованы в качестве способа стимулирования персонала.
2. Другой пример: в компании, занимающейся разработкой программного обеспечения, вознаграждение сотрудников, как правило, высокое из-за требуемого высокого уровня квалификации. Однако использование только денег в качестве мотиватора не всегда эффективно в ИТ-индустрии. Поэтому могут использоваться неденежные методы мотивации, такие как возможность переезда в офисы в других странах, оплата туров и дополнительных дней отпуска, возможность удаленной работы, организация внутренних мероприятий, оплата абонементов и походов на спортивные и развлекательные мероприятия.
Резюме
Материальная стимуляция — эффективный инструмент поддержания производительности сотрудников и стимуляции достижения успехов. Однако важно помнить, что нереалистичные KPI и наказания могут иметь обратный эффект и привести к демотивации персонала. Чтобы система материального стимулирования работала, тщательно анализируйте бизнес-процессы и на основе полученных данных определяйте виды материального стимулирования, которые будете использовать на предприятии. Хорошо продуманное стимулирование эффективности труда улучшает показатели компании . Закажите действенную систему мотивации на сайте UP business.
Заказать разработку системы мотивации
Ответы на часто задаваемые вопросы
-
Заработная плата — лучший мотиватор?
Хотя зарплата важный фактор мотивации сотрудников, она не всегда является главным мотиватором. Исследования показали, что другие факторы, такие как признание, возможности для роста и развития, позитивная рабочая среда и баланс между работой и личной жизнью также могут оказывать значительное влияние на мотивацию сотрудников. Помните, совершенствование системы мотивации поддерживает уровень производительности и желание оставаться в компании.
-
Чем ограничена материальная мотивация?
Финансовое мотивирование имеет тенденцию создавать условия, при которых сотрудников стимулируют только деньги, а не сама работа. В то же время многие сотрудники могут считать приоритетами удовлетворенность работой, карьерный рост и баланс между работой и личной жизнью. Наконец, финансовая мотивация может стать дорогостоящей для организации, поскольку для поддержания мотивации сотрудников требуется постоянный приток денег.
-
Существуют ли сотрудники, которых нельзя мотивировать стандартным способом?
Хотя финансовые стимулы, признание, возможности для роста и развития обычно приносят результат, к некоторым работникам требуются другие подходы. Иногда необходимо адаптировать подход к мотивации, чтобы удовлетворить потребности этих сотрудников. Кроме того, некоторые сотрудники могут просто не подходить организации, и их будет трудно мотивировать независимо от используемого подхода.