Материальная мотивация персонала

Материальная мотивация персонала

В 2017 году компания World at Work провела опрос среди персонала тысячи организаций, который выявил, что лишь 72% предприятий осознанно мотивируют сотрудников. Остальные вообще не уделяют этому внимания. А ведь финансовая мотивация, проще говоря, использование денег в качестве стимула – один из самых простых и доступных способов воздействия на персонал. Она может принимать разные формы: мотивационную часть зарплаты, бонусы, участие в прибылях и другие. Рассмотрим различные виды денежной мотивации сотрудников и примеры успешного использования систем поощрения. 

Что такое материальная мотивация

Материальная мотивация — это метод стимулирования персонала с помощью денег. Он предполагает денежные вознаграждения такие, как премии и другие формы материального стимулирования, для поощрения мотивации и повышения эффективности работы. Прямая материальная мотивация, когда работник получает конкретное денежное поощрение за свои усилия, обычно ведет к увеличению продуктивности. Используя денежные стимулы в качестве инструмента мотивации, компании могут повысить лояльность работников к компании.

Цели и задачи материальной мотивации сотрудников

Основные цели материальной мотивации:

  • Повышение мотивации и вовлеченности сотрудников

  • Достижение желаемого поведения и производительности

  • Привлечение и удержание компетентных специалистов

  • Поддержание корпоративной культуры

На производительность труда влияет заинтересованность работников, которой можно управлять не только через деньги. Материальная и нематериальная мотивация труда сотрудников выполняют разные задачи, но в комбинации дают наилучший результат. Правильно настроенное финансовое стимулирование повышает общее качество работы, а также улучшает имидж организации.

Заинтересованность работников

Преимущества и недостатки материального стимулирования

В современной экономике любой бизнес использует деньги как средство мотивации. По мнению ведущих HR-экспертов, материальные методы мотивации сотрудников считаются одним из самых эффективных способов стимулирования производительности. Для материальной мотивации нужна организация оплаты и материального стимулирования труда работников предприятия. Вот некоторые плюсы и минусы материальной мотивации:

Преимущества

  • Материальное стимулирование оказывает универсальное воздействие на всех сотрудников, в отличие от нематериальных методов, которые требуют индивидуальной оценки.

  • Внедрение материальной мотивации персонала происходит относительно просто – достаточно лишь положения о премировании и приказа руководителя предприятия.

  • Эффект материальной мотивации оценивается и измеряется с помощью простых показателей.

Недостатки

  • Внедрение материальной мотивации требует дополнительных затрат, что увеличивает расходы компании.

  • Набор инструментов для материальной мотивации не так разнообразен, как нематериальные методы.

  • Дополнительные выплаты сотрудникам также могут увеличить налоговую нагрузку на компанию.

Виды материальной мотивации персонала

Материальная мотивация является наиболее широко используемым подходом, включает в себя различные виды материальной мотивации и может использоваться как позитивно, так и негативно:

Денежные и неденежные вознаграждения: премии, надбавки, доплаты, комиссионные, подарки, владение акциями, расходы на обучение, туристические путевки, билеты на мероприятия.

Финансовые наказания: такие как штрафы за административные нарушения, опоздания, невыполнение служебных задач и провоцирование конфликтов.

Поощрение дается за проявление инициативы, активное участие в повышении производительности компании, профессионализм, творческое решение проблем и строгое соблюдение правил и норм коллектива. Введение финансовых стимулов координирует и дисциплинирует персонал, сотрудники стремятся превысить поставленные цели и осознают ценность своей работы. В результате улучшается репутация компании, а своевременная выплата премиальных повышает доверие к работодателю. Для того чтобы система материального стимулирования персонала оставалась эффективной на протяжении долгого времени, ее необходимо постоянно совершенствовать.

Методы и инструменты материальной мотивации

Чтобы достичь целей мотивации, необходимо применять достаточные и релевантные средства. Основной формой материального стимулирования персонала организации является ставка или оклад работника, но ее воздействие нужно поддерживать.

Заработная плата

Зарплата служит мотиватором, поскольку она вознаграждает сотрудников за их работу и поддерживает доверие коллектива к начальству. Например, новые сотрудники могут получать более высокую зарплату, чем в среднем по отрасли, в качестве стимула для работы в компании.

Бонусы

Бонусы – это способ поощрения работников через оплату сверх оклада за выполнение определенных критериев. Премии могут начисляться индивидуально или коллективно, и могут быть привязаны к КПЭ или прибыли. Например, отдел может получить премию, если он перевыполняет план.

Штрафы

Штрафы – это способ наказания за нежелательное поведение, например, прогул или низкую результативность. Штрафы могут вычитаться из зарплаты или премии сотрудника и сопровождаться предупреждениями или дисциплинарными мерами.

Льготы и скидки

Медицинское обслуживание, пенсионные сберегательные планы или скидки на продукцию компании. Такие льготы могут повысить заинтересованность в работе и помочь удержать сотрудников.

Подарки

Выражение признательности сотрудникам за труд. Подарки могут варьироваться от собственной продукции компании и брендового мерча до туристических путевок.

Участие работников в распределении прибыли

Планы распределения прибыли, опционы на акции или бонусы зависят от компании. Компания дает право сотрудникам распределять средства организации. Например, компания John Lewis в Великобритании ежегодно выплачивает сотрудникам долю прибыли. Эта система действует с момента основания компании в 1929 году и считается ключевым фактором успеха компании и лояльности ее сотрудников.

Неденежная материальная мотивация

Возможности для карьерного роста или профессионального развития, дружественная рабочая среда и высокая культура компании. Может быть ценным инструментом морального стимулирования сотрудников и их удержания.

Если вам необходима разработка или совершенствование системы мотивации, специалисты UP business готовы вам помочь. Узнайте стоимость разработки системы мотивации.

7 принципов материальной мотивации

  • Ясность. Убедитесь, что критерии расчета вознаграждений понятны всем сотрудникам. Доносите информацию о процедуре поощрения через корпоративный сайт, информационную доску или на собраниях, чтобы объяснить, как и почему начисляются премии.


  • Объективность. Вознаграждайте всех сотрудников, которые хорошо работают, даже при негативном личном отношении. Помните, что недовольные сотрудники могут пойти конфликт и настроить против вас всю команду.


  • Прозрачность. Убедитесь, что сотрудники понимают, чего они должны достичь, чтобы получить вознаграждение. Приводите конкретные примеры успехов, которые были вознаграждены, а не просто раздавайте премии. Также информируйте коллектив о состоянии фонда материального стимулирования для поощрения работников.


  • Баланс. Вероятно, один из наиболее сложных для исполнения принципов. Применяйте релевантные инструменты и способы материальной мотивации персонала. Убедитесь, что число бонусов перевешивает число наказаний и штрафов.


  • Индивидуальный подход. Учитывайте опыт и компетенции сотрудника при постановке целей. Например, платите опытным сотрудникам на 20% больше, чем новичкам. Но не забывайте следить за прогрессом, так как иногда молодые сотрудники могут работать лучше, чем их более опытные коллеги.


  • Реалистичные цели. Если премии выплачиваются за недостижимые результаты, поощрение становится бессмысленным. Сотрудники не будут пытаться достичь невозможного, а некоторые даже могут покинуть компанию и испортить впечатление у коллег. Поэтому важно ставить достижимые цели.


  • Дальновидность. Разработайте систему вознаграждения таким образом, чтобы побудить сотрудников думать не только о текущих задачах, но и о будущих целях. Поощряйте инновации, рост и долгосрочный успех как средства достижения вознаграждения.

Стимулирование эффективности труда

Примеры материальной мотивации и стимулирования персонала

Организации могут применять различные формы материального стимулирования сотрудников. Рассмотрим некоторые примеры материальной мотивации персонала:

1. В хозяйственном магазине для определения бонусов могут использоваться, например, такие KPI: 

  • длина чека,

  • размер чека,

  • общее количество продаж,

  • общая сумма продаж,

  • продажи конкретных товаров

  • продажи дополнительных услуг

Заработная плата продавца делится на несколько частей, включая оклад, который обычно составляет 30% и выступает в качестве мотиватора лояльности к компании. Перевыполнение плана для отдела также может привести к получению бонуса, что помогает мотивировать всю команду продавцов. Неденежные стимулы, такие как скидки на продукцию, также могут быть использованы в качестве способа стимулирования персонала.

2. Другой пример: в компании, занимающейся разработкой программного обеспечения, вознаграждение сотрудников, как правило, высокое из-за требуемого высокого уровня квалификации. Однако использование только денег в качестве мотиватора не всегда эффективно в ИТ-индустрии. Поэтому могут использоваться неденежные методы мотивации, такие как возможность переезда в офисы в других странах, оплата туров и дополнительных дней отпуска, возможность удаленной работы, организация внутренних мероприятий, оплата абонементов и походов на спортивные и развлекательные мероприятия.

Резюме

Материальная стимуляция — эффективный инструмент поддержания производительности сотрудников  и стимуляции достижения успехов. Однако важно помнить, что нереалистичные KPI и наказания могут иметь обратный эффект и привести к демотивации персонала. Чтобы система материального стимулирования работала, тщательно анализируйте бизнес-процессы и на основе полученных данных определяйте виды материального стимулирования, которые будете использовать на предприятии. Хорошо продуманное стимулирование эффективности труда улучшает показатели компании . Закажите действенную систему мотивации на сайте UP business.

Заказать разработку системы мотивации

    Отправляя эту форму, вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности

    Ответы на часто задаваемые вопросы

    1. Заработная плата — лучший мотиватор?

      Хотя зарплата важный фактор мотивации сотрудников, она не всегда является главным мотиватором. Исследования показали, что другие факторы, такие как признание, возможности для роста и развития, позитивная рабочая среда и баланс между работой и личной жизнью также могут оказывать значительное влияние на мотивацию сотрудников. Помните, совершенствование системы мотивации поддерживает уровень производительности и желание оставаться в компании.

    2. Чем ограничена материальная мотивация?

      Финансовое мотивирование имеет тенденцию создавать условия, при которых сотрудников стимулируют только деньги, а не сама работа. В то же время многие сотрудники могут считать приоритетами удовлетворенность работой, карьерный рост и баланс между работой и личной жизнью. Наконец, финансовая мотивация может стать дорогостоящей для организации, поскольку для поддержания мотивации сотрудников требуется постоянный приток денег.

    3. Существуют ли сотрудники, которых нельзя мотивировать стандартным способом?

      Хотя финансовые стимулы, признание, возможности для роста и развития обычно приносят результат, к некоторым работникам требуются другие подходы. Иногда необходимо адаптировать подход к мотивации, чтобы удовлетворить потребности этих сотрудников. Кроме того, некоторые сотрудники могут просто не подходить организации, и их будет трудно мотивировать независимо от используемого подхода.

    Поделиться
    Класснуть
    Отправить
    Вотсапнуть
    Запинить
    Получите консультацию по вашей задаче

    Подписаться на рассылку
    Мы будем присылать полезный контент на почту. Без рекламы