Пенсионерам и мигрантам поднимут планку
По данным Росстата, в 2015 году доля лиц старше пенсионного возраста составила 24,56%, а к 2030 году она возрастет до 28%. По среднему варианту прогноза Росстата, с 2017 по 2030 год убыль трудоспособного российского населения составит 4 млн человек, а за период с 2010 по 2030 год — 9 млн человек, говорится в исследовании «Повышение пенсионного возраста: позитивные эффекты и вероятные риски», проведенном РАНХиГС.
Дожить до пенсии
О необходимости повышения пенсионного возраста уже несколько лет активно говорят с самых высоких трибун. Так, в апреле премьер-министр России Дмитрий Медведев сказал, что правительство готово обсуждать вопрос повышения пенсионного возраста на законодательном уровне. А это означает, что вопрос скоро будет решен. Выборы прошли, настала пора принимать непопулярные решения.
Эксперты говорят, что повышать пенсионный возраст, скорее всего, будут постепенно и данная мера в большей степени будет касаться женщин, так как демографический потенциал повышения пенсионного возраста для мужчин крайне ограничен.
«При пенсионном возрасте в 60 лет ожидаемая продолжительность жизни мужчины на пенсии составляет около 16 лет, а вероятность дожития 20-летних мужчин до 60 лет — 68%. Это одни из самых низких показателей среди стран с развитой системой обязательного пенсионного страхования. При повышении пенсионного возраста до 63 лет оба этих показателя становятся наихудшими в данной группе стран»,— говорится в исследовании РАНХиГС.
В то же время имеется определенный демографический потенциал повышения пенсионного возраста в отношении женщин. Так, согласно данным исследования РАНХиГС, при пенсионном возрасте 55 лет ожидаемая продолжительность жизни на пенсии составляет около 26 лет, а вероятность дожития 20-летних женщин до 55 лет — 92%. И это одни из самых высоких показателей среди стран с развитой системой обязательного пенсионного страхования. При повышении пенсионного возраста до 60 лет показатели России будут на среднем уровне среди представленных стран, до 63 лет — станут практически наихудшими.
Евгений Гонтмахер, член Комитета гражданских инициатив, обращает внимание на то, что при повышении пенсионного возраста необходимо учитывать российскую специфику — «сверхсмертность» мужчин среднего возраста. «По данным Всемирного Банка, среди европейских стран в России фиксируется наиболее высокий показатель смертности: 43% мужского населения не доживает до 65 лет»,— констатирует эксперт.
По словам Рубена Карапетяна, доцента кафедры экономической социологии СПбГУ, проблема повышения пенсионного возраста имеет смысл, если не говорить о людях, а рассматривать только человеческий ресурс. «Прежде всего, каждый человек живет отведенное ему время, здесь равенства быть не может. Соответственно, некорректен (по крайней мере, с гуманистических позиций) обобщающий для каждого показатель средней продолжительности жизни. Еще один аспект — это качество жизни, как рабочей так и пенсионной. Известно, что разнообразие жизни (путешествия, общение, доступность общественных благ) способствует ее продлению. А интенсивность труда, его неблагоприятные условия укорачивают жизнь,— рассказывает господин Карапетян.— Это должны учесть отечественные экономисты и политики. Когда они поднимут качество жизни россиян до уровня стран Западной Европы (скажем, Швейцарии), тогда это будет неоспоримым аргументом в пользу повышения пенсионного возраста».
Часть экспертов скептически настроена и считает, что время для таких масштабных реформ еще не пришло. Но думы о бюджете и ситуации на рынке труда заставляют других экспертов смотреть на данную проблему под иным углом.
По оценкам Александра Цыганова, руководителя департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве России, повышение пенсионного возраста должно привести к увеличению предложения на рынке труда квалифицированных специалистов. Между тем господин Цыганов отмечает, что уже намечается тенденция на снижение количества рабочих мест из-за автоматизации и цифровизации многих бизнес-процессов.
Наталья Горобинская, директор по персоналу компании «Финэкспертиза», полагает, что увеличение пенсионного возраста может носить как позитивный, так и негативный характер. «К позитивным изменениям я бы отнесла увеличение числа опытных работников на рынке труда. А из негативных моментов: рост безработицы в связи с увеличением предложения рабочей силы и снижение темпов роста заработной платы»,— говорит госпожа Горобинская.
Согласно данным аналитики hh.ru, 3% соискателей из Петербурга от общего числа специалистов, которые находятся в поиске работы последние три месяца этого года, старше 55 лет. Тех, кому уже за 60, еще меньше — всего 1%. Однако в абсолютных цифрах эти значения куда весомее — речь идет о тысячах резюме, уточняет Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу.
Эмиграция интеллекта
Согласно данным мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения, проведенного экспертами РАНХиГС, в 2017 году миграционный прирост населения России был самым низким с 2010 года и составил 211,9 тыс. человек. Он был обеспечен небольшим увеличением числа прибывших в страну (589,1 тыс. против 575,2 тыс. в 2016 году) и существенно опередившим его ростом числа уехавших из страны (377,2 тыс. против 313,2 тыс. человек).
Статистика по «утечке умов» неутешительная. Так, по данным аналитиков РАНХиГС, ежегодно Россию покидают около 100 тыс. человек, из них почти 50% — люди с высшим образованием. При этом около 30% эмигрантов не собирается возвращаться.
Алексей Галицкий, основатель и владелец компании UP Business, уверен, что «утечка мозгов» будет продолжаться с дальнейшей волатильностью рубля. Ведь если до 2014 года доход квалифицированного сотрудника в России был приближен к доходу таковых в развитых странах, то после девальвации рубля он упал вдвое. «У людей есть все причины продать свой труд кратно дороже на Западе за более стабильную валюту. Все это подкрепляется целенаправленной травлей либерального движения и запретительной риторикой государства — от не поддающихся критике законов Димы Яковлева, до появления «Платона», преследованием мессенджера Telegram и запретов на иностранных бенефициаров компаний, ведущих деятельность в стране. Добавьте ко всему вышесказанному невероятно низкий процент оправдательных приговоров, стремящийся к нулю, и фактически полное отсутствие независимых СМИ — и тем, у кого есть мозги, хочется «утечь» из страны»,— делится мнением господин Галицкий.
Наталья Горобинская более оптимистична и считает, что руководство страны ведет политику сокращения «утечки мозгов». «Идет создание технопарков, научных центров, программ по созданию кадрового резерва в масштабах государства. Это, в свою очередь, открывает новые возможности для предпринимателей»,— уверяет эксперт.
Рубен Карапетян считает, что эмиграция — это общемировая тенденция и останавливать ее не нужно. «»Если Россия планирует продолжать свое активное участие в мировой экономике, то налагать какие-либо табу на эмиграцию рабочей силы из России нецелесообразно. Речь следует скорее вести о перечне мероприятий, которые бы способствовали сокращению данной тенденции»,— говорит господин Карапетян.
Миграция рабочих рук
Наряду с интеллектуальной эмиграцией из страны, наблюдается наплыв в Россию дешевой рабочей силы из стран ближнего зарубежья. Эксперты говорят, что это неадекватная замена, так как качество человеческого капитала только снижается.
Ирина Жильникова отмечает, что есть определенный набор позиций, которые невозможно закрыть за счет собственных ресурсов, поскольку их попросту не хватает. Однако проблема в том, что труд мигрантов используется там, где возможно привлекать и местный персонал. «Это касается сферы услуг, розничной торговли, строительства. Компании ссылаются на нехватку специалистов по ряду профобластей, и такая проблема действительно есть, однако альтернативный подход к поиску персонала — привлечение соискателей из других регионов. Тем более что тренд на мобильность среди кандидатов сегодня набирает обороты. Работники готовы менять место жительства ради интересных вариантов трудоустройства»,— рассказывает госпожа Жильникова.
По мнению Рубена Карапетяна, допуск мигрантов к вакансиям, направленный на сокращение дефицита рабочей силы в одних отраслях, меняет картину во всей экономике, даже в обществе. Любой рационально мыслящий предприниматель понимает, что если цена труда мигрантов ниже, то именно эту рабочую силу использовать целесообразнее.
«Сейчас мы видим, что в России растет численность не только низкоквалифицированных мигрантов (строители, уборщики), но и мигрантов, имеющих специальное и даже высшее образование (врачи, учителя, IT-работники). Они будут проявлять большую активность, интенсивно внедряясь в различные отрасли и составляя все большую конкуренцию коренным жителям»,— констатирует господин Карапетян.
Однако труд мигрантов все же необходим стране, так как последствия «демографической ямы» приведут к тому, что скоро будет не хватать рабочей силы любого качества.
Евгений Гонтмахер, однако, считает, что нехватка рабочей силы является отчасти позитивным моментом. «Это подталкивает предпринимателей к рачительному использованию человеческого ресурса, стимулирует закупку более эффективного оборудования и использование цифровых технологий. Так что сокращение трудоспособного населения — это очень сложный, многозначный процесс,— рассуждает господин Гонтмахер.— Судя по всему, произойдет перераспределение трудовых ресурсов из одних сфер в другие. Например, из индустриальных секторов, где рабочие места автоматизируются, люди будут переходить в сервисную экономику. Они будут обслуживать других людей. Но для этого нужна система непрерывного профессионального образования. Это, конечно, не безболезненный процесс. Но он не носит трагического характера».