Как мы выросли в пандемию
До 2020 мы росли на 30-40% ежегодно, проводя до 6 групповых собеседований в неделю, а наши клиенты обретали в среднем 350 новых сотрудников в год.
Это закончилось буквально одним днем: коронавирус, обязательные маски, перчатки и самоизоляция, а вам нужно в этих условиях провести 3-часовое очное групповое собеседование с 15-ю соискателями в 1 помещении. Все действующие проекты зависли, все размышляющие о сотрудничестве клиенты отложили принятие решения, так как неопределенность была крайне высока. Когда началась пандемия, вообще мало кому стал нужен подбор персонала — у большинства компаний на повестке дня было много более насущных вопросов.
Чтобы найти выход из ситуации, мы с ключевыми сотрудниками приняли несколько важных решений.
Перенести все наши конкурсные собеседования в Zoom
Это то, чего мы не сделали на протяжении 5,5 лет существования компании. Откровенно говоря, я был последним человеком, который думал, что нашу конкурсную механику можно перенести в Zoom, и это будет хоть как-то эффективно работать.
Сохранить коллектив
Мы провели собрание с нашими линейными сотрудниками и честно им все рассказали. На тот момент в call-центре было 20 сотрудников (15 постоянных и 5 подрядных), ребята работали в call-центре по 2-4 года, и терять их не хотелось. Но абсолютно не было понимания, когда к ним придет тот уровень загрузки, на который мы их брали. Мы решили трудоустроить наш call-центр на смежные ниши, где мог возникнуть моментальный спрос, потому что ситуация поменялась, и нашли такую нишу — БФЛ (банкротство физического лица). Мы не экономили на заработной плате и выплатили всем всё, что было обещано.
Увеличить бюджет на маркетинг
Мы сократили траты на коворкинг, но на маркетинг увеличили бюджет где-то на 30%, и реклама начала делать свое дело. Мы получали заявки от клиентов, для которых текущая ситуация была возможностью: компания по продаже медицинских расходников, компания по производству и продаже ионизаторов и очистителей воздуха — все, кому нужно было быстро вывести эффективных сотрудников (то есть то, на чем мы и сфокусированы). Были предприниматели, у которых освободился временной слот — куча задач слетела из-за всеобщей коронавирусной паники, и появилось время на несрочную, но важную задачу поиска сильных, интересных сотрудников на ключевые позиции.
Как итог — жесткое падение у нас длилось всего 1 месяц. Да, после мы не сразу вышли на тот уровень, который был для нас типичным и средним. Но когда эта новая пандемийная реальность была принята (достаточно быстро) предпринимателями, собственниками и топ-менеджерами компаний, мы начали быстро восстанавливаться и в итоге получили годовой прирост в 14% (без учёта низкой базы, потому что компании на тот момент было уже почти 6 лет).
При этом поиск решения по трудоустройству нашего call-центра привёл к тому, что мы еще порядка 9 месяцев работали как компания, которая лидогенерит и обрабатывает заявки по банкротству физлица. И это был интересный опыт. В том числе потому, что, когда я лично обзванивал все компании, которые занимаются банкротством физлиц, по случайному стечению обстоятельств наткнулся на крайне заинтересованного, сильного маркетолога, который по сей день помогает нам продвигать бизнес.
Все эти стратегические решения, в особенности перевод конкурсных собеседований в онлайн, позволили нам уже в 2021 году сделать прирост вдвое. Так быстро мы никогда не росли, но похоже, что мы нащупали ту самую формулу, по которой можем захватить большую часть рынка. Триггером был коронавирусный год. Я понимаю, что бизнес разный, я знаю много случаев, когда предприниматели теряли все. Но для нас эта пандемия была очень классным стрессом, который позволил нам выйти на новый уровень. Я надеюсь, что вашему бизнесу повезло хотя бы частично так же, как нам. Удачи!
Алексей Галицкий для VC.RU