Как предпринимателю начать преподавать

VC.RU

Меня зовут Алексей Галицкий, я предприниматель, собственник компании UP Business, преподаватель «Русской школы управления» и спикер бизнес-клуба «Атланты». 

Должен ли и может ли бизнесмен преподавать? 

Преподавание требует много времени и энергии, поэтому долженствования преподавания предпринимателю или бизнесмену точно нет. Внутри должна быть отдача от этой занятости — либо эмоциональная (как приятное хобби), либо интересные, сильные контакты, либо финансовая отдача (например, контракты и покупки). Я сознательно не упоминаю признание: мое личное убеждение, что преподавать ради признания – большая ошибка, которая не сделает счастливым преподавателя и не приведет к результату учеников. 

Я несколько раз пробовал преподавать с разного уровня институтами и понимаю, что преподавание — это большая работа. Подготовка материалов, их упаковка, сбор ожиданий от самого института и от участников, проведение обучения, сбор обратной связи, доработка материала после — это большая работа. Она должна приносить весомую отдачу. 

Как предпринимателю начать преподавать

Что нужно, чтобы начать преподавать? 

Я считаю, что для этого нужна топовая экспертиза. Возможно, со мной не согласится большинство преподавателей, но я не вижу в себе силы преподавать на тему, в которой не разбираюсь. Я хочу быть лучшим в своей сфере — тогда я понимаю, что могу ещё и преподавать. 

Например, на рынке подбора персонала мы как компания — крупные и значимые, меня трудно удивить какими-то вопросами или сложностями. Я понимаю, что могу поделиться топовым опытом в стране и донести его в виде череды ошибок и каких-то допущений до слушателей на программе обучения. Обучать же начинающих, которым не нужна эта топовая экспертиза, предпринимателю быстро наскучит. Интересно общаться с людьми, равными или выше по уровню интеллекта, тогда и наличие топовой экспертизы будет обязательным требованием для коммуникации.

Как работает комплекс самозванца? 

Хорошо известен эффект Даннинга-Крюгера, который описывает зависимость уверенности от опыта. Если коротко: самая высокая уверенность в себе получается при самом-самом первом результате — кажется, что ты уже эксперт и можешь всех обучать. После этого идет яма страданий, когда начинаешь получать все больше и больше ошибок, которые противоречат полученному ранее опыту. Ты смотришь по сторонам и видишь, что у кого-то дела идут лучше, чем у тебя — наверное, это ты в чем-то не разбираешься, а вот они разбираются. Это и есть синдром самозванца. 

Он проходит со временем. У меня, например, прошёл через 5 лет работы в сфере подбора персонала. Я понимаю, что интенсивность этого опыта позволяет мне спокойно решить любую возникающую сложность или проблему — и синдром самозванца проходит сам. 

Синдром самозванца проявляется только с сильными, интеллектуальными собеседниками. Если преподавать для учащихся 7-го класса, то синдром самозванца вряд ли придет. А если рассказывать материал на топ-менеджмент крупнейших компаний нашей страны — тогда этот синдром (в моем случае, при недостаточной экспертизе на старте) проявляется. Если же экспертиза уже ярко доказана вам лично и рынку в целом — синдром самозванца не возникнет даже при преподавании на очень сильную группу участников. 

Существуют ли критерии оценки профессионализма и умения преподавать? 

Этим занимаются школы. Я как преподаватель получаю только обратную связь в виде индекса NPS (Net Promoter Score) – это индекс лояльности к тому, что было сделано на этом участке преподавания.

Создание инфопродукта считается преподаванием? 

Преподавание — все же о получении петли обратной связи. Это подготовка материала, обучение, получение обратной связи, доработка. Создание инфопродукта — всего лишь одна из составляющих. 

Любой курс сейчас можно назвать инфопродуктом, вопрос – какой канал дистрибуции. Есть каналы дистрибуции, которые себя немножко запятнали: например, преподавание онлайн-курса несет в себе некий флер, налёт от множества некомпетентных преподавателей, которые доносили информацию как умели. Но это не значит, что тот же самый материал, переданный на очных семинарах в ВУЗе, не будет считаться преподаванием. Поэтому создание инфопродукта – конечно же, неотъемлемая часть именно преподавания, но лишь одна часть.

Алексей Галицкий для vc.ru

Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Запинить
Получите консультацию по вашей задаче

Подписаться на рассылку
Мы будем присылать полезный контент на почту. Без рекламы