Тайный покупатель: как мы изучали рынок соискателей изнутри
Мы долгое время работаем в сфере найма персонала, и в основном через порталы, на которых люди ищут работу. Мы получаем много откликов на наши вакансии, и в какой-то момент мне стало интересно, как выглядит процесс поиска работы для соискателя. Так как на этих порталах мы всегда выступали как работодатели и не знали, как взаимодействуют соискатели и работодатели, каким образом одни откликаются на вакансию, а другие получают резюме, как осуществляется обратная связь. Мы провели небольшое исследование рынка подбора менеджеров по продажам со стороны соискателя. Для этого разместили резюме типичного менеджера по продажам в Москве.
Я создал профиль некого Виталия Олейникова: взял из головы его имя, взял какую-то фотку обычного парня из Google, добавил опыт работы, что немаловажно. Я старался не расхваливать себя как соискателя, просто написал, что у меня есть опыт в 3 компаниях, год−полтора в каждой. «Я занимаюсь продажами 5 лет и сейчас ищу работу в сфере продаж и финансовых услуг». Соответственно, когда я разместил это резюме, на почту стали сыпаться отклики от работодателей.
Во-первых, мы выяснили какую статистику hh.ru присылает соискателям: о том, что его резюме просматривали и оно интересно работодателям.
Во-вторых, мы были приятно или неприятно удивлены существующей конкуренцией между работодателями. Помимо нас, клиентов компании UP business, соискателей привлекают сотни других компаний, которые присылают им довольно однотипные предложения. Более того, я заметил такую тенденцию, что в основном все компании, приглашая на работу, отправляют текст вакансии, и после этого предлагают созвониться и обсудить детали.
В нашем случае, отправляя отклик, мы предлагаем соискателю заполнить анкету для последующего собеседования. Похожие отклики тоже были. Мне как соискателю приходили такие письма, в которых меня просили что-то заполнить, пройти какие-то тесты и так далее. Соответственно, я этого не делал, так как работа мне не нужна. Я просто выделил процентное соотношение просьб работодателей: позвонить, назначить собеседование и заполнить анкету. Таким образом, мы получили примерное соотношение: около 15−20 работодателей, а, может быть, даже меньше, просят заполнить анкету. Все остальные же предлагают позвонить и договориться о собеседовании.
За этот месяц мы получили от 800 до 1000 просмотров и более 500 откликов, просмотров резюме и приглашений на собеседования.
В среднем в Москве в день публикуется от 100 до 500 вакансий в зависимости от дня недели: то есть в выходные — поменьше, в будни — больше. Пик, который мы видели — около 500 вакансий в сутки. Это я говорю только про менеджеров по продажам. То есть, если я соискатель и нахожусь в поисках работы, то мне каждый день поиск будет выдавать порядка 500 вакансий.
На момент написания статьи у нас было 163 вакансий «премиум»: те вакансии, на которые я бы обратил внимание, если бы искал работу. При этом мы получили в районе 200 откликов, просто ничего особо не делая. А если проявить активность и откликаться на каждую из вакансий, то получаем переписку и рассылки.
Из этого следует вывод, что мы работаем по уникальной технологии, которая позволяет соискателю, узнать немного больше о работе, потому что анкета содержит некоторую информацию о ней, самому посмотреть на то, как она заполняется. Такие анкеты, позволяют нам как работодателю систематизировать все данные о соискателях и их релевантный опыт работы в единый, удобный для нас формат. В таких анкетах мы задаем те вопросы, по которым можно будет чётко и ясно понять подойдёт человек для вакансии или нет.
На момент написания статьи (по сравнению с предыдущим годом) количество вакансий «Менеджер по продажам» уменьшилось на 1%. При этом количество резюме увеличилось на 5%. В момент написания статьи на каждую вакансию «Менеджер по продажам» приходится 3,1 соискателя.
Если рассматривать динамику спроса на сотрудников по вакансии «Менеджер по продажам», то можно отметить сезонный летний спад и зимний подъем.
Что касается размещенных резюме на вакансию «Менеджер по продажам», то можно увидеть обратную зависимость. В летний период резюме размещается больше, нежели зимой.
Согласно статистике hh.ru сотрудники в сфере продаж являются самыми востребованными на рынке вакансий.
Благодаря этим манипуляциям, мы увидели процесс работы сайта HH изнутри и сделали коммуникацию с нашими соискателями более прозрачную для нас и наших менеджеров, что позволило увеличить нашу эффективность как компании по подбору персонала.
Никита Шерстяных