Профессиональная мотивация как инструмент управления персоналом
Профессиональная мотивация побуждает людей к достижению успеха в трудовой деятельности. Это чувство внутреннего желания и стремления к развитию, которое позволяет добиваться высоких результатов и сохранять интерес к своей профессии на протяжении всей жизни.
Наш мир меняется, и теперь большинство сотрудников хотят большего, чем просто зарабатывать деньги. Они ищут работу, которая сочетала бы в себе не только финансовые выгоды, но и возможность реализации своих способностей и удовлетворения личных целей в процессе профессиональной деятельности. В этом материале поговорим о том, каким образом можно повысить мотивацию профессионала.
Виды профессиональной мотивации
Профессиональная мотивация – это совокупность факторов, которые побуждают человека к достижению определенных целей в рабочей деятельности. Эти факторы могут быть как внутренними, так и внешними. Внутренняя мотивация связана с личными убеждениями, интересами и стремлениями, а внешняя – с возможностью получения материального вознаграждения или других благ.
Материальная мотивация сотрудников
Материальная мотивация персонала – это система материальных поощрений, направленных на стимулирование работников к достижению лучших результатов в работе.
Делится на постоянную и переменную части. Постоянная часть – оклад сотрудника, то есть стабильная выплата определенного размера. Переменная часть – различные бонусы, премии, проценты от продаж, комиссии, выплата и сумма которых зависит от производительности работника.
Материальная мотивация не только стимулирует сотрудников к работе, но и повышает уровень их лояльности к компании, укрепляет корпоративный дух, создает благоприятный психологический климат в коллективе.
Материальные поощрения не являются единственным и главным способом мотивации. Мотивационная сфера каждого сотрудника индивидуальна. Некоторые работники могут считать, что удовлетворение от работы, интерес к выполняемым задачам, возможность проявления своих талантов и способностей важнее, чем выплаты премий и бонусов. Это обязательно стоит учитывать при построении грамотной системы мотивации сотрудников и дополнять материальную мотивацию другими формами стимулирования, такими как возможность карьерного роста, удовлетворение от работы, возможность самореализации, уважение коллег и руководства, то есть элементами нематериальной мотивации.
Нематериальная мотивация сотрудников
Нематериальная мотивация сотрудников – это система поощрительных действий, не основанная на материальном вознаграждении.
Примеры нематериальных мотиваторов:
- Карьерный рост и профессиональное развитие;
- Признание достижений работника руководством;
- Эмоциональная поддержка и уважение;
- Обеспечение комфортных условий труда;
- Работа на новых интересных проектах и т. д.
Данный вид мотивации базируется на создании условий, которые могут повысить удовлетворенность сотрудников, а также их внутренний драйв и стремление к достижению успеха.
Грамотная система мотивации должна учитывать множество факторов, этот сложный процесс рекомендуем доверить профессионалам, таким как сотрудники кадрово-консалтинговой компании UP business.
Оставить заявку на разработку системы мотивации5 советов для повышения профессиональной мотивации
Грамотное целеполагание
Правильно ставьте сотрудникам цели. Они должны быть реалистичными, измеримыми и достижимыми в определенный промежуток времени. Старайтесь применять теорию целеполагания SMART. Это поможет сотруднику понять, на чем он должен сосредоточиться, каких результатов достигнуть и в какие сроки.
Обратная связь
Поддерживайте открытый диалог с сотрудниками. Предоставляйте конструктивную обратную связь. Можно проводить встречи в формате «круглого стола», на которых можно ставить конкретные задачи, искать решения и оптимизировать процессы деятельности. Если есть возможность введите в практику индивидуальные встречи с сотрудником (1-on-1).
Развитие навыков
Поощряйте стремление к обучению. Отправляйте сотрудников на курсы повышения квалификации за счет работодателя. Предоставляйте лучшим работникам возможность участвовать в крутых профессиональных конференциях, даже если предприятию придется это оплатить. Новые знания и умения помогут сотруднику решать сложные проблемы, выполнять задачи более эффективно и повышать свой статус на рабочем месте.
Возможность проявить свой потенциал
Создавайте условия для того, чтобы сотрудник мог проявить свои лучшие качества. Если работник не чувствует, что его труд востребован в компании, то он теряет интерес к работе. Поэтому важно давать ему возможность доказать не только свою профессиональную пригодность, но и значимость для компании.
Участие в принятии решений
Предоставляйте сотрудникам возможность влиять на собственную работу и ощущать себя важным звеном в команде. Участие в принятии решений помогает сотруднику лучше понимать цели фирмы, чувствовать свою значимость, а также способствует развитию лидерских навыков, что является мощным профессиональным мотивом.
Оценка эффективности системы профессиональной мотивации в организации
Мало создать и внедрить систему профессиональной мотивации, важно понимать насколько хорошо она работает. Для этого следует регулярно проводить оценку мотивационной схемы.
Пять показателей, по которым можно сделать вывод о том, что система мотивации работает:
- Повышение производительности труда. Мотивированные сотрудники работают лучше, проявляя энтузиазм, что положительно сказывается на результатах.
- Снижение числа ошибок и неудачных решений. Лояльный сотрудник дорожит работой и внимательно относится к обязанностям, чаще принимает правильные решения и делает меньше ошибок. Это повышает качество продукции или услуг.
- Сокращение текучести кадров. Грамотное управление профессиональной мотивацией помогает сохранить опытных и высокопроизводительных сотрудников в компании. Это способствует стабильности организации и экономии средств на поиск новых кадров.
- Улучшение атмосферы в коллективе. Удовлетворение сотрудников условиями и содержанием работы создает дружественную и продуктивную атмосферу в коллективе. Это благоприятствует налаживанию коммуникаций и сотрудничества между коллегами.
- Повышение лояльности клиентов. Мотивированные сотрудники предоставляют лучший сервис клиентам. Это приводит к повышению лояльности клиентов и росту объема продаж.
Если в вашей компании уже внедрена система мотивации, UP business проведет ее бесплатную оценку и предложит изменения в схеме с учетом выявленных пробелов. Также мы можем предложить разработку новой эффективной системы как для всей компании, так и для отдельных должностей.
Рассчитать стоимость разработки системы мотивации для вашей компании
Популярные вопросы о профессиональной мотивации
-
Существует ли разница в системе мотивации рядовых сотрудников и топ-менеджеров, например, генерального директора?
Безусловно, при разработке схемы мотивации топ-менеджеров следует учитывать необходимость включить в систему такие параметры как бонусы по KPI, краткосрочную материальную мотивацию, долгосрочный план поощрения LTIP, нематериальную часть мотивации (например, систему страхования рисков), методику OKR.
-
Как мотивировать менеджеров по продажам, используя нематериальные поощрения?
Из нематериальных факторов мотивации для менеджеров по продажам стоит рассмотреть: создание конкуренции в отделе, повышение навыков продаж через обучение и тренинги, внедрение практики выбора лучшего сотрудника месяца, предоставление гибкого графика или дополнительных выходных за лучшие показатели.