Как предпринимателю начать преподавать
Меня зовут Алексей Галицкий, я предприниматель, собственник компании UP Business, преподаватель «Русской школы управления» и спикер бизнес-клуба «Атланты».
Должен ли и может ли бизнесмен преподавать?
Преподавание требует много времени и энергии, поэтому долженствования преподавания предпринимателю или бизнесмену точно нет. Внутри должна быть отдача от этой занятости — либо эмоциональная (как приятное хобби), либо интересные, сильные контакты, либо финансовая отдача (например, контракты и покупки). Я сознательно не упоминаю признание: мое личное убеждение, что преподавать ради признания – большая ошибка, которая не сделает счастливым преподавателя и не приведет к результату учеников.
Я несколько раз пробовал преподавать с разного уровня институтами и понимаю, что преподавание — это большая работа. Подготовка материалов, их упаковка, сбор ожиданий от самого института и от участников, проведение обучения, сбор обратной связи, доработка материала после — это большая работа. Она должна приносить весомую отдачу.
Что нужно, чтобы начать преподавать?
Я считаю, что для этого нужна топовая экспертиза. Возможно, со мной не согласится большинство преподавателей, но я не вижу в себе силы преподавать на тему, в которой не разбираюсь. Я хочу быть лучшим в своей сфере — тогда я понимаю, что могу ещё и преподавать.
Например, на рынке подбора персонала мы как компания — крупные и значимые, меня трудно удивить какими-то вопросами или сложностями. Я понимаю, что могу поделиться топовым опытом в стране и донести его в виде череды ошибок и каких-то допущений до слушателей на программе обучения. Обучать же начинающих, которым не нужна эта топовая экспертиза, предпринимателю быстро наскучит. Интересно общаться с людьми, равными или выше по уровню интеллекта, тогда и наличие топовой экспертизы будет обязательным требованием для коммуникации.
Как работает комплекс самозванца?
Хорошо известен эффект Даннинга-Крюгера, который описывает зависимость уверенности от опыта. Если коротко: самая высокая уверенность в себе получается при самом-самом первом результате — кажется, что ты уже эксперт и можешь всех обучать. После этого идет яма страданий, когда начинаешь получать все больше и больше ошибок, которые противоречат полученному ранее опыту. Ты смотришь по сторонам и видишь, что у кого-то дела идут лучше, чем у тебя — наверное, это ты в чем-то не разбираешься, а вот они разбираются. Это и есть синдром самозванца.
Он проходит со временем. У меня, например, прошёл через 5 лет работы в сфере подбора персонала. Я понимаю, что интенсивность этого опыта позволяет мне спокойно решить любую возникающую сложность или проблему — и синдром самозванца проходит сам.
Синдром самозванца проявляется только с сильными, интеллектуальными собеседниками. Если преподавать для учащихся 7-го класса, то синдром самозванца вряд ли придет. А если рассказывать материал на топ-менеджмент крупнейших компаний нашей страны — тогда этот синдром (в моем случае, при недостаточной экспертизе на старте) проявляется. Если же экспертиза уже ярко доказана вам лично и рынку в целом — синдром самозванца не возникнет даже при преподавании на очень сильную группу участников.
Существуют ли критерии оценки профессионализма и умения преподавать?
Этим занимаются школы. Я как преподаватель получаю только обратную связь в виде индекса NPS (Net Promoter Score) – это индекс лояльности к тому, что было сделано на этом участке преподавания.
Создание инфопродукта считается преподаванием?
Преподавание — все же о получении петли обратной связи. Это подготовка материала, обучение, получение обратной связи, доработка. Создание инфопродукта — всего лишь одна из составляющих.
Любой курс сейчас можно назвать инфопродуктом, вопрос – какой канал дистрибуции. Есть каналы дистрибуции, которые себя немножко запятнали: например, преподавание онлайн-курса несет в себе некий флер, налёт от множества некомпетентных преподавателей, которые доносили информацию как умели. Но это не значит, что тот же самый материал, переданный на очных семинарах в ВУЗе, не будет считаться преподаванием. Поэтому создание инфопродукта – конечно же, неотъемлемая часть именно преподавания, но лишь одна часть.
Алексей Галицкий для vc.ru