Виды вознаграждений работникам

Виды вознаграждений работникам
Виды вознаграждений работникам

Законодательство регулирует только общие принципы стимулирования работников. Что же касается видов вознаграждений, их периодичности, формы, размера и порядка начисления и оплаты, то они определяются кадровой политикой организации и ее локальными нормативными актами.

В статье мы подробно разберем принципы построения системы вознаграждения персонала, а также классификацию, структуру, виды премирования и их отличия. Эти знания помогут вам разработать эффективную поощрительную систему для ваших сотрудников. А если у вас нет на это времени, вы можете обратиться к нам. У нас есть опыт разработки систем мотивации для разных категорий работников и отраслей бизнеса.

Заказать систему мотивации

Укрупненно все вознаграждения за работу можно разделить на 2 основных вида: нематериальные и материальные.

Нематериальные вознаграждения

К нематериальным вознаграждениям сотрудников относятся вознаграждения, которые выдаются работнику в неденежной форме, но на средства компании. Нематериальная мотивация напрямую не связана с деньгами и материальными благами. Она может выражаться в объявлении благодарности (в устной или письменной форме), помещении сотрудника на доску почета, присвоении ему почетного звания, награждении грамотой, медалью или памятным знаком, предоставлении добровольного медицинского страхования, абонемента в тренажерный зал, туристических путевок, бесплатного питания, билетов в театр, ужина на двоих в ресторане, детских новогодних подарков, сертификата на посещение SPA-салона и так далее.

Материальные вознаграждения

Материальные вознаграждения могут принимать форму

  • надбавок к окладу или тарифной ставке, доплат за выслугу лет;
  • ценных подарков;
  • премиальных выплат.

Работнику могут назначить доплату за более высокую квалификацию (например, после присвоения ученой степени или получения документа об успешном прохождении курсов повышения квалификации). Также основанием для назначения надбавки или доплаты могут служить солидный трудовой стаж, сложная и напряженная работа.

Ценные подарки можно рассматривать как альтернативу денежным премиям, как способ внести разнообразие в систему мотивации, подчеркнуть специфику работы сотрудника, вручить полезный рабочий инструмент, поощрить его увлечения.

Премиальные выплаты – наиболее емкая и распространенная категория выплат. На них мы остановимся более подробно.

Классификация премий

Классификация премий
Классификация премий

Премии можно классифицировать по многим признакам.

По видам заслуг:

  • за трудовые заслуги. Это премии, предусмотренные системой оплаты труда на основании конкретных показателей и согласно условиям премирования, принятым в компании;
  • за нетрудовые заслуги. Это премии, не регулируемые системой оплаты труда. Они приурочиваются к знаменательным датам или событиям, например, к юбилею сотрудника или компании, к профессиональному или государственному празднику; по случаю выхода на пенсию и т.д.

По периодичности начисления:

  • регулярные, систематические поощрения (ежемесячно, ежеквартально или ежегодно);
  • нерегулярные, единовременные, разовые поощрения.

По количеству премируемых сотрудников:

  • индивидуальные премии (начисляемые одному сотруднику);
  • коллективные премии (начисляемые подразделению, отделу, службе, филиалу, представительству или всем работникам компании).

По методу расчета выплаты:

  • фиксированная выплата;
  • процент от оклада.

По цели премирования:

  • за высокое качество выполнения стандартных трудовых обязанностей, за определенные достижения;
  • за выполнение особых поручений, срочного и/или важного задания, решение нестандартных задач, разработку и внедрение нового продукта.

По источникам финансирования:

  • премии, которые учитываются в расходах, уменьшающих базу по налогу на прибыль;
  • премии за счет чистой прибыли;
  • премии за счет спецфондов и целевых поступлений.

Построение эффективной поощрительной системы, учитывающей все доступные виды поощрений, требует профессионального подхода. Вы можете доверить эту задачу нам и, для начала, узнать стоимость разработки системы мотивации.

Получить расчет стоимости разработки системы мотивации

    Отправляя данные я соглашаюсь с
    политикой конфиденциальности

    Базовые правила поощрительной системы оплаты труда

    Базовые правила поощрительной системы оплаты труда
    Базовые правила поощрительной системы оплаты труда

    Для того чтобы поощрительная система оплаты труда действовала эффективно и могла повысить мотивацию и лояльность сотрудников, необходимо соблюдать 5 основных правил:

    1. Законность.
      Все поощрения работников должны начисляться и выплачиваться в рамках трудового законодательства и локальных нормативных актов, должны быть обоснованы и официально задокументированы.
    2. Соразмерность.
      И вид денежного вознаграждения за труд, и его размер должны быть пропорциональны вкладу сотрудника в общий результат, вне зависимости от должности премируемого и его заработной платы.
    3. Справедливость.
      Достигается за счет внятных критериев награждения и точных формулировок с указанием конкретных достижений работника.
    4. Разнообразие.
      Специалисты из нашего кадрового агентства по подбору персонала знают, что одними зарплатами и денежными премиями стимулировать сотрудников невозможно. Чем разнообразнее способы вознаграждения персонала за труд, чем больше в них сочетается различных стимулов, в том числе нематериальных, тем лучше они влияют на мотивацию людей.
    5. Прозрачность.
      Используемая на предприятии система вознаграждения персонала сотрудников должна быть понятной и прозрачной, содержать четкие критерии оценки и быть прописанной в нормативных документах.

    Резюме

    Продуманная и взвешенная поощрительная система является одним из инструментов управления предприятием и залогом его успешной деятельности. Она позволяет удерживать квалифицированных специалистов и привлекать новых сотрудников; побуждает персонал ответственнее относиться к служебным обязанностям; создает и поддерживает вовлеченность персонала, вызывает интерес работников к результатам своей деятельности; увеличивает производительность труда, повышает эффективность работы; формирует корпоративную культуру и создает благоприятную рабочую атмосферу в коллективе для комфортной работы.

    Мы можем разработать для вашей компании такую же действенную систему вознаграждения персонала с учетом вашей отрасли, категорий сотрудников и корпоративных ценностей.

    Ответы на часто задаваемые вопросы

    1. Может ли сотрудник каким-либо образом контролировать процесс начисления и выплаты премии?

      Работодатель обязан довести до сотрудников, когда и за что начисляется премия. Потому и порядок начисления и выплат премий должен быть зафиксирован в локальных нормативных актах организации (в коллективном договоре, либо в положении об оплате труда, либо в положении о порядке премирования сотрудников). Кроме того, порядок выплат премий может быть указан в трудовом договоре с работником. Если размер и порядок начисления премии в трудовом договоре не указан, обязательно должна быть ссылка на документ, где эти условия прописаны.

    2. На каком основании должна производится выплата разовой, единовременной премии?

      Выплата разовой премии осуществляется по инициативе работодателя. Основанием является приказ за подписью руководителя.

    3. Допустима ли выплата премии после увольнения сотрудника?

      Да, если это прописано в локальных нормативных актах.

    4. Может ли организация не выплачивать работнику премию, если порядок ее начисления прописан в трудовом договоре?

      Если премия прописана в трудовом договоре, организация обязана её выплатить. В противном случае у работника есть все основания для обращения в суд.

    5. Допустимо ли применение дисциплинарного взыскания в отношении работника в виде лишения премии?

      Если в трудовом договоре с работником или локальном нормативном акте организации прописано, что премия является частью заработной платы и ежемесячно в фиксированном размере начисляется работнику, лишить его такой премии нельзя. Если же в трудовом договоре или ЛНА четко зафиксировано, что размер премии определяется в зависимости от оценки результатов труда сотрудника или финансовых результатов организации, то есть, если выплата премии не является безусловной обязанностью работодателя, то в случае невыполнения работником планов, заданий или поручений размер премии может быть снижен, либо она может быть отменена. Однако для применения к работнику избранных мер взыскания должны иметься четкие основания.

    Закажите работающую систему мотивации для ваших сотрудников на нашем сайте

      Отправляя данные я соглашаюсь с
      политикой конфиденциальности

      Поделиться
      Класснуть
      Отправить
      Вотсапнуть
      Запинить
      Получите консультацию по вашей задаче

      Подписаться на рассылку
      Мы будем присылать полезный контент на почту. Без рекламы