Проективные вопросы на собеседовании: примеры вопросов для проведения интервью
Проективное собеседование — метод дополнительного «раскрытия» кандидата, основанный на том факте, что человек склонен проецировать свои установки и опыт для объяснения действий других людей. Задача рекрутера использовать открытые вопросы, нацеленные на оценку соискателем вымышленных или реальных людей и ситуаций. Из ответов можно почерпнуть информацию о личностных качествах кандидата: его мотивации, ценностях, конфликтности, отношении к командной работе и даже честности.
Согласитесь, что игнорировать этот работающий инструмент не стоит, но в при проведении проективного интервью необходимо учитывать многие нюансы. Мы рекомендуем заказать поиск и подбор персонала в UP business, наши сотрудники обладают достаточным опытом для проведения собеседования различных форматов, в том числе с использованием проективных вопросов.
Зачем нужны проективные вопросы
Выбор методов интервьюирования кандидатов напрямую зависит от требований к вакантной должности. В некоторых случаях достаточно биографического собеседования и тестового задания, в других к уже перечисленным методикам рекрутер добавляет ситуационное, поведенческое и даже стресс-интервью. В некоторых компаниях до сих пор популярно психологическое тестирование кандидатов, которое занимает очень много времени как на проведение теста, так и на интерпретацию его результатов.
Применение проективных вопросов на собеседовании позволяет заменить психологические тесты, помочь глубже разобраться в соискателе, расширить описание «портрета кандидата» и сократить время беседы.
Но самым весомым аргументом в пользу этой методики выступает высокий уровень достоверности информации, полученной в ходе собеседования. Соискатель охотнее и правдивее отвечает на вопросы о других людях, чем о себе, тем самым можно избежать социально-желаемых ответов и вытащить истинные мотивы и поведенческие реакции человека.
Подобрать эффективного сотрудникаМетодика проведения проективного интервью
К любому собеседованию рекрутер готовится заранее и проективное интервью не исключение. Безусловно, если вы проводите собеседования в одной сфере — например подбор менеджеров по работе с ключевыми клиентами — достаточно один раз составить список проективных вопросов и научиться интерпретировать ответы. Но в случае работы над разными вакансиями, пройти этапы подготовки предстоит несколько раз, рекрутер должен иметь четкое представление по каким характеристикам будет оценивать кандидата.
Этапы подготовки:
- изучение профиля должности — выбор характеристик, которые необходимо оценить;
- cоставление опросника в соответствии с выбранными характеристиками;
- план по включению проективных вопросов в собеседование.
Не менее важно научиться профессионально задавать проективные вопросы кандидату на собеседовании, чтобы извлечь максимум информации и не вызвать своими действиями негативные реакции потенциального сотрудника.
Пять принципов проективного собеседования:
- при подготовке обратите внимание на формулировку: надо поставить вопрос так, чтобы соискатель говорил о другом человеке, а не о себе.
- Используйте исключительно открытые вопросы, на которые кандидат может дать развернутый ответ. Формулировки, подразумевающие ответы «да» или «нет» не подходят.
- Вопросы требуют быстрого ответа, иначе метод проекции не работает. Постарайтесь сократить время на размышления, попросите дать ответ сразу.
- Не задавайте проективные вопросы подряд, лучше «раскидать» их по всему интервью, связав по смыслу с обсуждаемой темой.
- Не стоит использовать этот метод, если вы проводите собеседование на позиции HR менеджера, рекрутера, бизнес-тренера. Такие специалисты сразу распознают проективные вопросы и смогут дать социально-желаемый ответ.
Оставьте заявку подбор персонала
Проективные вопросы на собеседовании: примеры
Проективное собеседование поможет получить информацию о мотивации кандидата, его отношениях к конфликтным ситуациям в коллективе, ценностях, умении работать в команде. Не стоит перегружать план беседы, достаточно задать по одному-два вопроса по каждой теме.
Приведем примеры проективных вопросов на собеседовании по нескольким важным направлениям.
Пример проективного вопроса | Что оцениваем |
За что люди ценят свою работу? | позитивная мотивация |
Почему сотрудник может уволиться? | мотивация |
По каким причинам одни люди работают эффективнее других? | мотивация |
Почему в коллективе происходят конфликтные ситуации? | отношение к конфликтам |
Самые распространенные причины конфликтов с клиентом? | конфликтность |
Зачем люди стремятся сделать карьеру? | мотив успеха |
Какой должна быть команда для наиболее эффективной работы? | работа в команде |
Руководитель в отпуске, а команда продолжает отлично работать. Почему? | ценности |
Что позволит оправдать ложь на работе? | ценности |
Как интерпретировать ответы на проективные вопросы
Важны не только умения рекрутера грамотно формулировать проективные вопросы и задавать их в правильное время, но и то насколько он профессионально интерпретирует ответ соискателя. Что можно выяснить из ответов кандидата посмотрим на примере приведенных выше вопросов.
- За что люди ценят свою работу? Почему сотрудник может уволиться? По каким причинам одни люди работают эффективнее других?
Ответы соискателя раскроют его основные мотиваторы: материальные и нематериальные. Проанализируйте в каком порядке они идут, что следует первым — финансовая составляющая, успех и признание, развитие, комфорт. Желательно вести подсчет разного рода мотивам. Например, если соискатель несколько раз (три или более) упомянул про премии, бонусы и зарплату — материальный стимул для него важнее, чем остальные мотиваторы. - Почему в коллективе происходят конфликтные ситуации?
Вопрос из категории общих, который позволяет рекрутеру получить информацию о точках напряжения кандидата вызванных прошлым негативным опытом, понять его отношение и поведение в конфликте. - Самые распространенные причины конфликтов с клиентом?
Узконаправленный вопрос, его стоит использовать на интервью для клиентоориентированных должностей. Важно проанализировать кто с точки зрения кандидата обычно виноват в конфликте — клиент или сотрудник, как соискатель видит формирование конфликтной ситуации и выходы из нее, насколько он гибок или наоборот непреклонен. - Зачем люди стремятся сделать карьеру?
Ответ определяет отношение к карьерному росту, его значимость для человека. Что важнее для него — профессиональный или карьерный рост. Можно дополнить вопросами: какие люди чаще делают успешную карьеру, как им это удается? Если кандидат еще не успел достичь вершин карьеры, но ему это интересно, он поведает о своих планах, говоря об успехе других людей. Если же вы беседуете с топ-менеджером, он расскажет о своей модели успеха и его отношении к подчиненным, стремящимся двигаться по карьерной лестнице или предпочитающим развитие по горизонтали. - Какой должна быть команда для наиболее эффективной работы?
Показывает отношение к командной работе, какой принцип построения команды и руководства считает лучшим, какого типа людей хотел бы видеть среди коллег, насколько потенциальный сотрудник готов адаптироваться к другим, сильно ли его беспокоят конфликты в коллективе. - Руководитель в отпуске, а команда продолжает отлично работать. Почему?
Вопрос о ценностях кандидата, а заодно можно собрать дополнительную информацию о его мотиваторах и отношениях с руководством. - Что оправдывает ложь на работе?
Ответ раскроет не только ценности кандидата, но его отношение к честности на работе. Для кого-то существуют случаи когда допустимо солгать или даже украсть. Например, человек считает нормальным солгать о выполненном объеме работы или присвоить себе заслуги коллеги, чтобы получить премию побольше. Для другого ложь будет спасением от руководителя-тирана. Третий не допускает мысли об обмане работодателя при любых обстоятельствах.
Ошибки при работе с проективными вопросами
Работать по методике проективного интервью кажется не сложной задачей. Тем не менее есть ряд проблем, о которых хорошо осведомлены опытные рекрутеры. Так, не следует начинать интервью с проективных вопросов, правильнее вставлять их в последние части беседы, равномерно распределяя и привязывая к обсуждаемой теме. Если вы уже начали этот путь, то не останавливайтесь, когда кандидат пытается дать ничего не раскрывающие, размытые ответы — продолжайте тему, задавая дополнительные вопросы. И самое основное, большинство ошибок при работе с проективными вопросами кроется в неправильной интерпретации. Чтобы грамотно проанализировать полученную информацию и сделать верные выводы, рекрутер должен обладать большим опытом и профессионализмом.
Получите расчет стоимости подбора персонала
Ответы на часто задаваемые вопросы
-
Как грамотно подготовиться к проективному собеседованию?
Прежде всего надо понять по каким характеристикам планируется провести оценку кандидата. Мотивация и ценности важны в любой работе, но есть и должности, где не столь важно отношение к командной работе или клиентоориентированность. Не стоит задавать не имеющих отношения к профилю вакансии вопросов, лучше поглубже копнуть по важным направлениям. Можно не только подготовить вопросы, но и смоделировать вымышленную или реальную рабочую ситуацию. В отличие от кейс-интервью здесь кандидату не предлагается дать свое решение, наоборот — важны его размышления в отрыве от ситуации. Для этого надо грамотно формулировать вопросы.
-
Как правильно сформулировать проективные вопросы?
Рассмотрим пример с моделированием вымышленной или реальной рабочей ситуацией. В случае с кейс-интервью вопрос прозвучит примерно так: «На предприятии в вашем отделе произошел инцидент — кража дорогостоящих запчастей. Как вы поступите в этой ситуации, опишите ваши действия». В построении проективного вопроса важно не поместить соискателя в ситуацию, а оценить его отношение к ней. Формулировка будет такой: «На предприятии была совершена кража дорогостоящих запчастей. По вашему мнению, какой человек мог решиться на воровство и по каким причинам он это сделал?»
-
Что считать правильными ответами на проективные вопросы?
Немаловажно понимать, что при использовании метода проективного интервью, не стоит делить ответы кандидата на правильные и неправильные. Задача рекрутера — собрать как можно больше информации о соискателе и правильно интерпретировать ответы, сопоставляя полученные данные о мотивации, ценностях и прочем с теми установками, которые приняты в компании.