Отрицательная мотивация персонала

Отрицательная мотивация персонала
Отрицательная мотивация персонала

Мотивация сотрудников давно вошла в перечень необходимых для успешного бизнеса мероприятий по управлению персоналом. Мотивированные сотрудники способны повысить производительность бизнеса и сделать компанию более привлекательной на рынке труда. Все это относится к так называемой положительной мотивации.

Но существует и другой вид стимулирования персонала – отрицательная мотивация. В чем суть этого метода и зачем его использовать в управлении человеческими ресурсами, рассмотрим в нашем материале.

Что такое отрицательная мотивация: сущность и общие приемы

Негативная мотивация персонала – методика, при которой сотрудники получают стимул к действию через опасение потерять что-то ценное. В отличие от положительной мотивации, где награды используются для поощрения желаемого поведения, негативная мотивация нацелена на предотвращение нежелательного поведения.

Отрицательная или жесткая мотивация может быть эффективна только при правильном и частичном применении, когда другие меры перестали работать.

Отрицательная мотивация персонала – это подход, основанный на использовании наказания или угрозы наказания, для достижения желаемых результатов в работе.

Часто руководители прибегают к этому методу, чтобы повысить эффективность работы своих сотрудников. Между тем, целесообразность применения методов негативной мотивации часто вызывает споры среди менеджеров и экспертов по управлению персоналом. В краткосрочный период санкции могут оказаться неплохим способом контроля за работой сотрудников, но в долгой перспективе могут привести к отрицательным последствиям для компании.

В определенных случаях допустимо применение схемы отрицательной мотивации:

  • прибыль предприятия зависит от жесткой дисциплины сотрудников;
  • требуется повысить качество предоставляемых услуг в сфере сервиса;
  • работник нарушает правила безопасности;
  • сотрудник стал неуправляемым и негативно влияет на атмосферу в коллективе;
  • отдел саботирует работу и т. д.

Использование отрицательной мотивации не должно быть первым выбором для руководителей. Менеджменту компаний необходимо более гибко подходить к вопросу мотивации своего персонала и использовать различные формы стимулирования работников.

Вы можете заказать разработку системы мотивации для вашей компании у кадрово-консалтингового агентства UP business, мы бесплатно диагностируем вашу схему мотивации и предложим свой работающий вариант.

Оставить заявку на разработку системы мотивации

Методы негативной мотивации с примерами

Негативная мотивация
Негативная мотивация

Негативная мотивация базируется на чувстве страха. Внешняя отрицательная мотивация проявляется, когда сотрудник опасается быть лишенным материальных благ.

В случае с внутренней негативной мотивацией работник боится оказаться в неблагоприятном положении, потерять свой социальный статус, испытывают страх перед увольнением, чувство вины перед семьей за недостаточный доход.

Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, работает эффективнее, если сотрудник убежден, что он получит неизбежное возмездие за нарушения, плохие результаты работы или бездействие. Методы воздействия могут быть материальными и моральными, главное, чтобы они не нарушали Трудовой кодекс РФ.

Чаще всего применяются такие методы негативной мотивации:

  • дисциплинарные взыскания
  • депремирование
  • порицание

Дисциплинарные взыскания

Этот вид наказания представляет собой форму дисциплинарного воздействия на персонал за невыполнение определенных требований или нарушения правил работы. Может быть как устное порицание, так и письменный выговор или даже увольнение. Замечание, выговор и увольнение предусмотрены ТК РФ, поэтому их использование не противоречит законодательству. Но обязательно стоит учитывать, что для увольнения сотрудника должны быть очень веские основания, которые также прописаны в Трудовом кодексе.

Постоянно держать сотрудников в страхе перед увольнением – плохой пример мотивации. Работники должны понимать, что серьезные нарушения трудовой дисциплины, правил безопасности, намеренное причинение материального вреда имуществу компании могут повлечь за собой последствия в виде дисциплинарных взысканий. Но повышать такими способами производительность сотрудников не стоит, так как постоянный страх вызовет стресс и потерю доверия к работодателю, что в результате негативно скажется на результатах работы.

Депремирование

Наложение штрафов на сотрудников запрещено ТК РФ, так же как и понижение зарплаты. Поэтому компании используют систему депремирования, то есть лишения премии. Это означает, что компания может отказаться выплатить бонус или уменьшить его размер. Депремирование используется в качестве наказания как за нарушения трудовой дисциплины (опоздание, несоблюдение графика работы, частое отсутствие на рабочем месте, длительные перекуры и пр.), так и за неудовлетворительные результаты работы.

Однако, стимулирование сотрудников подобным методом на рост объемов продаж или повышение качества обслуживания клиентов не принесет положительных результатов в долгосрочной перспективе. Применение системы депремирования обосновано для уменьшения числа ошибок и нарушений со стороны сотрудников, но не для улучшения продуктивности.

Для соблюдения требований законодательства в организации должно быть разработано «Положение о премировании», где будут прописаны все условия сокращения денежного вознаграждения или полного депремирования сотрудника. Персонал компании должен быть ознакомлен с документом в обязательном порядке. Также при подборе сотрудников на работу стоит открыто говорить о схеме выплат. Важно, чтобы система депремирования была абсолютно прозрачна для сотрудника, соответствовала уровню его профессионализма и ответственности. Если работник не понимает когда и за какие провинности он может лишиться части денежного дохода, схема начинает работать в другую сторону, полностью демотивируя сотрудника.

Порицание

Порицание является одним из способов негативной мотивации, который используется для изменения поведения работника. Этот метод, основанный на жесткой критике и осуждении человека за его поступки или поведение, несет серьезную психологическую нагрузку на сотрудника. Негативное воздействие порицания заключается в том, что оно способно вызывать у человека чувство стыда, вины, нанести удар по самооценке.

В некоторых случаях, когда сотрудник не реагирует на другие приемы, порицание может привести к изменению поведения в нужную работодателю сторону. Но как и в случае с другими методами отрицательной мотивации, такой эффект обычно является временным и не гарантирует долгосрочного успеха.

Фактор успеха при создании системы мотивации – грамотное сочетание положительных и негативных стимулов. Например, работодатель может использовать наказания как средство предотвращения нарушений, одновременно предоставляя сотрудникам достойные вознаграждения за выполнение работы на высоком уровне. Такой подход поможет создать баланс между положительными и негативными стимулами и повысить эффективность работы всего коллектива. Помощь вашей организации в разработке грамотной системы мотивации может оказать кадрово-консалтинговая UP business.

Правила применения негативной мотивации

Применение негативной мотивации
Применение негативной мотивации

Правильное использование отрицательных стимулов требует грамотного анализа ситуации и оценки потенциальных рисков. Негативное стимулирование может быть неприемлемо в компаниях, испытывающих дефицит в редких кадрах или конкурирующих на рынке труда за востребованных специалистов. Например, сложно представить применение отрицательной мотивации в высокотехнологичных компаниях, где ценен каждый сотрудник и все усилия направлены на удержание кадров и привлечение новых.

К сожалению, практика показывает, что не всегда удается обойтись только положительными стимулами или использованием авторитарного способа управления. Если в организации необходимо поддерживать строгие правила трудового распорядка, соблюдения техники безопасности для бесперебойной работы или плотно работать над улучшением качества предоставляемого сервиса, возможно включить в систему мотивации и негативные стимулы. Но надо придерживаться строгих правил.

Пять принципов, которые помогут разработать план применения отрицательной мотивации:

  1. Установить четкие правила и стандарты работы сотрудников, а также указать последствия за несоблюдение этих правил.
  2. Найти и обосновать подходящий вид негативной мотивации для каждого случая. Наказание должно быть справедливым и пропорциональным нарушению.
  3. Проинформировать сотрудников о действующей системе мотивации. Убедиться, что схема прозрачна и понятна каждому работнику.
  4. Следить за тем, чтобы негативная мотивация не стала чрезмерной и не начала влиять на эмоциональное состояние сотрудников.
  5. Всегда сочетать негативные стимулы с положительной мотивацией.

Вместо заключения

Использование методов отрицательной мотивации является довольно сложным и рискованным способом управления сотрудниками. Вместо желаемого роста, неграмотное управление мотивацией может повлечь снижение производительности сотрудников, испортить репутацию работодателя на рынке труда, привести к потере ценных кадров.

Чтобы построить работающую систему мотивации, надо уметь балансировать между использованием негативных и положительных стимулов, учитывая специфику бизнеса и множество других параметров. Именно такой подход использует кадрово-консалтинговое агентство UP business.

Рассчитать стоимость разработки системы мотивации

    Отправляя данные я соглашаюсь с
    политикой конфиденциальности

    Ответы на часто задаваемые вопросы

    1. Когда можно использовать отрицательную мотивацию?

      Отрицательная мотивация может быть использована только тогда, когда другие методы не помогают достичь желаемого результата. Например, если работник постоянно нарушает правила безопасности на производстве и угрожает здоровью других людей, то его можно предупредить о депремировании за каждый новый проступок.

    2. Когда негативное стимулирование не работает?

      В случаях, если работодатель применяет исключительно негативные стимулы и делает это постоянно, сотрудники испытывают напряжение, эмоциональное выгорание, теряют интерес к работе и перестают доверять компании. Сотрудники, находящиеся под постоянным давлением, чувствуют себя беспомощными и разочарованными. В итоге это приводит к снижению производительности и текучке кадров.

    Поделиться
    Класснуть
    Отправить
    Вотсапнуть
    Запинить
    Получите консультацию по вашей задаче

    Подписаться на рассылку
    Мы будем присылать полезный контент на почту. Без рекламы