Как устроиться без опыта
Есть противоречие, с которым так или иначе сталкивались все: где взять опыт, если без опыта нигде не берут на работу.
Хочу сразу развеять этот миф — берут. Статистика по проектам, которые я реализовывал, гласит — порядка 15-20% соискателей получают работу, либо не имея релевантного опыта, либо не имея никакого опыта вообще (вариант — опыт есть, но можно считать, что его нет, потому что он давний, в другой сфере либо какой-то кривой). Выгоды трудоустройства таких соискателей очевидны: человек получает возможность устроиться в новую для себя сферу, а работодатель не тратится на высококвалифицированного сотрудника, экономя бюджет компании и увеличивая личный заработок.
Когда можно брать сотрудников без опыта
Брать сотрудников без опыта могут себе позволить компании, в которых:
- Есть четко выстроенная система обучения
Причем не только в виде тренингов и занятий — в комплекс обучения входит также и система поддержки новичков посредством наставничества, что помогает им быстро интегрироваться в работу;
- Есть время на обучение
Чем более высокотехнологична или сложна работа, тем больше времени потребуется неопытному сотруднику, чтобы ее освоить. Чтобы продать, например, сложное оборудование, нужно глубоко в нем разбираться, а в процессе обучения сотрудник не приносит компании денег — только проедает;
- Есть система контроля
В наставничестве и в работе руководителя с новичком важно иметь возможность контролировать, правильно ли человек все делает. Если неправильно, то реагировать на результат, помогать, усиливать и так далее;
- Невысоки или минимизированы риски
Риски, которые может понести компания из-за недостаточной квалификации нового сотрудника, минимизируются посредством контроля и других инструментов.
Когда не стоит брать сотрудников без опыта
Сложные технологии при невозможности быстро и качественно обучить
Это касается высокотехнологичных товаров, очень высоких чеков, длинных сделок. Если сотрудник не готов, не понимает, не умеет работать в режиме многозадачности — он не потянет объем, не будет знать тех или иных тонкостей, может их упустить. И компания понесет имиджевые, а впоследствии и финансовые убытки.
Стартапы
В стартапе как раз нужна высокая квалификация и сильная мотивация тех немногих людей, которые в нем задействованы, поэтому скорее нет, чем да. Либо на вспомогательных ролях вроде курьера.
Что нужно соискателю для трудоустройства без опыта
Хочу подчеркнуть, что, даже если компания ищет сотрудников с опытом, все равно есть доля вероятности (разная в разных компаниях и ситуациях), что могут рассмотреть человека без опыта либо с суррогатом опыта.
Что компания покупает у сотрудника помимо опыта? Совокупность качеств, которую я называю TESLA — trainability, energy, skills, loyalty, adequacy.
Trainability — обучаемость
Если человек может быстро воспринять информацию, быстро ее усвоить и начать применять — ему будет зеленый свет по этому направлению. Потому что компания понимает — да, у человека нет знаний, но он шустрый, сообразительный, быстро впитает и будет полноценно работать.
Energy — энергия
Помимо хорошей памяти и обучаемости человек энергичен, у него горят глаза, он реально мотивирован и подвижен, динамичен, он действительно сможет в краткое время заставить себя всему научиться.
S — skills
У человека есть базовые профессиональные навыки, которые помогут ему первоначально обходиться без основного опыта. Например, у него нет опыта в продаже железнодорожных составов за границу, но у него хорошо подвешен язык, он коммуникабелен, быстро находит общий язык с собеседником и производит необходимое положительное впечатление. В данном случае навыки, которые нужны — навыки коммуникации — уже есть у человека, заложены в его воспитании.
L — loyalty
Лояльность к компании, к непосредственному руководителю, который принимает решение о приеме на работу. Это очень важный фактор, потому что я регулярно наблюдаю соискателей, которые приходят на собеседование и снисходительно смотрят на будущего работодателя. Не удосуживаются подготовиться к встрече, не помнят название вакансии, коверкают название компании. Лояльность — это демонстрация того, что вы заинтересованы в вакансии, что будете хорошо относиться к компании и ее продукту. Это не так часто встретишь даже у действующих сотрудников, а у соискателей это вообще огромная редкость. Поэтому лояльность ценится высоко, ее нельзя недооценивать.
А — adequacy, адекватность
Адекватность — это когда человек сообразно, логично и рационально реагирует на внешние раздражители, которые создает для него работодатель в ходе собеседования, интервью или просто наблюдения. Адекватный человек при ответе на вопрос не уходит в параллели, не льет бесконечный поток информации, не отвечает мимо вопроса — он выслушает, поймет, что именно работодатель хочет узнать (а если не понял — уточнит), и только тогда будет отвечать. Когда работодатель спрашивает вас о последнем месте работы, ему не нужен рассказ обо всех ваших злоключениях и подвигах, начиная с Адама. Когда он спрашивает о причинах ухода с последнего места работы — не надо рассказывать, какие там все негодяи и подлецы. Просто расскажите, в чем именно боль — не хватало заработной платы, потому что уперлись в потолок мотивационной сетки. Какую-то реально существующую вещь.
Еще один признак адекватности — правдивость. Когда человек видит, что вы честно и здраво отвечаете на вопрос, помогаете ему вас понять — он сознает, что с вами можно найти общий язык. Здесь тоже пригодится коммуникативный навык.
Итог
Эти 5 компонентов TESLA — пролог вашей будущей карьеры, ключ к сердцу работодателя и компании. Практически любой, хотя доля вероятности везде разная. Даже если у вас шикарный гигантский опыт — наличие этих качеств не только поможет, но, возможно, сыграет решающую роль. Потому что рынок не без добрых людей и не без специалистов. А обучаемость, энергия, навыки коммуникации (и другие навыки, свои для каждой профессии), лояльность, доброжелательность и адекватность — это очень ценные и важные качества для комфортного существования и эффективного развития любой компании, любого коллектива, любого подразделения, любой единицы. Желаю успехов в трудоустройстве!
Александр Багулин