Виды и функции, методы и приемы мотивации в менеджменте
Мотивацию можно по праву считать одной из важнейших функций менеджмента. Она побуждает человека к тому, чтобы он участвовал в деятельности, достигал установленных показателей. Рассмотрим виды мотивации в менеджменте, ее функции. Изучим ее как процесс.
Мотивация как процесс
Мотивацию можно изучать как процесс с двух сторон.
В первом случае определение рассматривает ее как удовлетворение сотрудниками потребностей в процессе трудовой деятельности, достижение их целей, согласованных с задачами компании. Во втором случае понятие мотивации в системе менеджмента с позиции процесса может быть сформулировано как виды мер, которые принимает организация для достижения установленных показателей, повышения результативности работы сотрудников.
Этапы процесса мотивации
- Возникновение потребности. Человек понимает, что ему необходимо что-то менять, чувствует неудовлетворенность.
- Возникновение мотива. Иногда его называют побуждением, – это ощущение, что человеку чего-то не хватает. Как правило, имеет четкую направленность.
- Поиск путей удовлетворения потребности. Сотрудник решает, какими инструментами для этого будет пользоваться, намечает план.
- Осуществление комплекса действий. Человек прилагает некоторые усилия для удовлетворения потребности.
- Получение вознаграждения. Его размер и ценность указывает на то, насколько выполненные действия привели к желаемому результату.
- Устранение потребности, снятие напряжения, связанного с ее возникновением.
Последний этап может привести к усилению или ослаблению мотивации к деятельности. Процесс кажется довольно простым в схематичном виде. Но мотивация в менеджменте многогранна, так как личность человека сложна и неоднозначна, и то, что работает для одного сотрудника, может не подойти для другого.
Учет потребностей и мотивов в системе мотивации
Потребности – то, что заложено в человека на психическом уровне. Маслоу разделил их на группы. Он выделил следующие потребности: физиологические, касающиеся безопасности, любви и принадлежности, уважения и самоактуализации. Высоко их значение не только в обычной жизни, но и в трудовой деятельности.
Управленцу важно понимать, что человек начинает выполнять набор действий с определенной целью. И это не всегда решение экономических задач. Понимая, что такое побуждение в менеджменте, как выявлять и влиять на мотивы, руководитель может создавать благоприятные условия для удовлетворения потребности сотрудника так, чтобы работник приносил наибольшую пользу компании. Рекомендуется мониторить ситуацию в коллективе, чтобы определять, какие на данный момент для персонала потребности актуальны. Компания UP business предлагает разработку системы мотивации, исходя их потребностей вашего бизнеса.
Заказать разработку системы мотивации под ключФункции мотивации в менеджменте
Выделяют следующие функции мотивации в менеджменте:
- активизирующая;
- побудительная;
- стимулирующая;
- целеполагающая;
- направляющая;
- регулирующая.
Рассмотрим те, которые наиболее интересны для менеджмента. Стимулирующая функция отражает то, что человек действует в ответ на раздражители. Они могут быть обусловлены биологически (голод, жажда и др.), выделяют и социогенные (традиции, привычки), индивидуальные (зависят от ситуации, наблюдаются в непосредственном общении с людьми).
Применяются различные стимулы для управления поведением людей . И наиболее распространено использование материального поощрения (премии, гонорары и пр.). В управлении могут применяться и стимулы, не связанные с финансами. Это одобрительная улыбка, рукопожатие и пр.
Целеполагание как мотивационная функция рассматривается с точки зрения того, что все действия, которые совершает человек, имеют какую-то цель. Это образ того, что человек получит в будущем, если приложит определенные усилия. В менеджменте стоит задача объединить корпоративные и личные цели.
Интересна для бизнеса и направляющая функция мотивации. Для эффективной работы и достижения результатов необходимо, чтобы у человека были такие убеждения и идеалы, которые позволят ему действовать в определенных рамках. Поэтому при найме так много внимания уделяют выяснению личной мотивации, идеалов и ценностей, мировоззрения кандидата.
Несложно догадаться, какова роль в управлении функции мотивации, отвечающей за регулирование активности. Она подразумевает влияние на поведение работников с целью направления их деятельности в нужное компании русло.
Типы и виды мотивации
Выделяют следующие типы мотивации в менеджменте:
- Внутренняя. Обусловлена внутренними потребностями и предпочтениями, психоэмоциональными установками человека.
- Внешняя. Основана на желании человека обладать объектом, или избегать с ним контакта, так как это может нанести определенный вред.
Внутренние мотивы не являются чем-то однородным. Кого-то из работников мотивирует на более ударный труд повышение оклада, и такие люди готовы осуществлять деятельность даже в сложных условиях, если это хорошо оплачивается. Некоторым важно чувствовать собственную важность, гордость за проделанную работу, иметь возможность доказать всем (и себе), что сотрудник может справиться со сложной задачей.
Иные хотят чувствовать свою причастность к большому результату, и они готовы работать усерднее и больше, если это приведет компанию к цели. Такие люди получают удовлетворение в том, что их считают надежными, что они не подводят начальство и команду.
Есть и такие работники, которые стараются всеми силами выполнять как можно меньше работы. И руководителю стоит выявлять сотрудников с такой мотивацией. И принимать решение, необходим ли такой человек организации.
Примеры внешних мотивов – деньги, карьера, статус, получение определенного влияния и признания. В менеджменте как стимулы используются награды, бонусы, премии, призы и пр.
Выделяют также положительную и отрицательную мотивацию.
Первый вид подразумевает получение вознаграждения человеком за его действия. Отрицательная мотивация строится на неприятных стимулах (выговор, лишение премии и т.д.). Применение только последнего вида может вести к снижению вовлеченности сотрудников, снижению достигаемых результатов.
Методы мотивации
Сложно переоценить роль мотивации в менеджменте. Она позволяет максимально эффективно стимулировать работников к достижению поставленных результатов. Чтобы работа по мотивации была наиболее эффективна, рекомендуется применять сочетание методов.
Методы мотивации:
- экономические:
- прямые;
- косвенные;
- неэкономические:
- организационные;
- морально-психологические.
Деньги позволяют сотруднику удовлетворить базовые потребности (еда, жилье, безопасность и пр.). Поэтому финансовый фактор всегда занимает ключевое место в стимулировании трудовой деятельности. К прямым экономическим методам мотивации относят выплату заработной платы, вознаграждений, премий, компенсацию проезда, доплату за выслугу лет и пр. Косвенные экономические методы мотивации подразумевают предоставление нефинансовых льгот, которые делают жизнь работника более комфортной. Например, предоставление служебного автомобиля.
Эксперты UP business при составлении эффективных систем мотивации используют критерии, которые будут понятны работнику. Сотрудник должен четко видеть, какое вознаграждение за свои действия он сможет получить.
Заказать разработку системы мотивацииНеэкономические организационные методы включают в себя распоряжения, приказы, контроль над выполнением дисциплины и пр. Сюда же относят мотивацию по целям, когда для работника формируются значимые в его глазах задачи, вызывающие у него интерес. К этой же группе причисляют и предоставление возможности принимать участие в делах компании. Когда работник чувствует и видит, что высказанные идеи и его голос важен для организации. Это оказывает положительный эффект на личную вовлеченность и отдачу на работе.
Тема морально-психологической мотивации обширна и многогранна. Чаще к ней относят создание таких условий, в которых работники испытывают гордость за выполнение поставленных перед ними задач. К этой группе причисляют и предоставление сотрудникам возможности продемонстрировать свои способности в полной мере, почувствовать, что их заслуги видят и ценят.
Резюме
Мотивация – неотъемлемая часть трудового процесса.
Понимание того, какие стимулы и методы улучшают личную эффективность работников, является важным для их непосредственного руководителя. Наилучшим вариантом считается сочетание разных видов и методов. Неэкономические дополняют финансовое стимулирование, дают возможность сотруднику больше вовлекаться в работу компании, чувствовать свою значимость и причастность к результатам организации.
Разработка системы мотивации под ключ