Стереотипы работодателей на собеседованиях
Почти все предприятия сталкиваются со сложностями в поиске и подборе персонала на том или ином этапе развития. Персонал на рынке есть, но не тот. Собеседования проходят, но вакансии не закрываются. Причин много; среди них:
- особенности вакансии;
- особенности сферы;
- особенности региона;
- сезонность;
- демография;
- недоработки HR;
- и множество других факторов.
Они могут быть объективными и субъективными. В 99% случаев у работодателя есть субъективные требования, опираясь на которые, он может позволить себе отказать суперцелевому кандидату.
Под суперцелевым я подразумеваю соискателя, соответствующего всем ключевым запросам работодателя, описанным им же в профиле вакансии, прошедшего с положительным результатом интервью, анкетирование, деловые игры и прочее.
Под субъективными требованиями я имею в виду разнообразные стереотипы, которые работодатель имеет в голове и проявляет в принятии решений. Следует сказать, что примерно 50% ЛПР волевым решением переступают через свои убеждения под влиянием разнообразных фактов.
Сразу хочу отметить, что стереотипы человек формирует у себя в следствие опыта (своего или чужого) и имеет на это право и основания, потому не берусь никого ни в чем упрекать.
Разберем, какие типы стереотипов бывают и в каких случаях они не оказывают решающего влияния, а в каких непременно окажут.
Типы стереотипов работодателей по отношению к соискателям
- Он у нас «не сядет»
- Его у нас «съедят»
- Парень хороший, но кавказец
- У нас несколько раз был опыт работы с грузинами
- Он будет сопротивляться, с ним будет тяжело
- Да не будет он наш продукт изучать
- Да она работать не будет – ее муж содержит
- Да он в Сбере работал они все привыкли на ж…сидеть.
- Он в сопровождении всю жизнь — он продавать не сможет.
- Он нам по формату не подходит, не получится у него
- Эти коренные москвичи все с квартирами, бездельники…
Коллектив состоит из людей, который могут себе позволить негатив или игнор по отношению к новичку и руководство не может справиться с этим. Человек вызвал нейтральные эмоции и был определен как не стрессоустойчивый.
У них много родственников (в том числе ненадежных), кому-то из них он случайно взболтнет о том, что у нас деньги в офисе хранятся и… Это риск для нас. Сказано про одного из самых деликатных, внимательных и доброжелательных людей, которых я встречал, притом лидера группы по ключевым для работодателя компетенциям.
Никогда не заканчивалось положительно. Сказано про одного из лучших кандидатов в группе, не знающего грузинского языка, но имеющим соответствующую фамилию.
сказано потому, что есть предвзятое отношение к кавказцам. Сказано про человека имеющего опыт, образование и навыки, на которые компания даже не рассчитывала. Сказано голословно, т.к. автор слов почти не присутствовал на интервью.
Сказано после блестяще пройденной деловой игры по продажам.
Сказано про парня, который за последние годы сменил несколько городов и блестяще справился с новыми для себя заданиями.
Сказано про человека, совершившего только-что лучшую продажу в группе.
сказано про парня который, только что дважды с известным, а потом с неизвестным ему продуктом совершил виртуозную продажу. Притом не имея релевантного опыта.
Стереотипы работодателей, выявленные в наблюдении за действиями на интервью
При наборе продажника на деловой игре стремление максимально сливать продажу с первого до последнего слова, не давая возможность выявить потребность. Проблема в том, что потом игра работодателем оценивается не с позиции стрессоустойчивости и целеустремленности, а с позиции соблюдения техники продаж, которую и сам работодатель не смог бы соблюсти в таких условиях. Цитата по итогам игры: «Да, оплеухи ты все выдержал, но потребность не выявил.»
У работодателя есть ощущение, что продавать сможет только тот, кто в жутко стрессовых и неопределенных во многом условиях смог выплыть. Большая часть клиентов в любой сфере обычные люди, с которыми можно найти общий язык. Большой вопрос, следует ли дожимать недожимаемого клиента – тратить время и энергию или прозвонить за это время еще 5 и принести в компанию 2-3 сделки.
При наборе РОПа (которого в компании прежде не было) работодатель ожидает полного совпадения в решении кейса со своим вариантом, при том рассматривая кандидатов из других отраслей.
Крест на кандидате, проявляющем волнение во время интервью: «Так он и с клиентами общаться будет».
Стереотип, который я поймал и у себя
Не собеседование на позицию, связанную с продажами и переговорами, пришел респектабельной внешности парень, но сильно сыпилявящий. Я вознегодовал и принялся про себя отчитывать сотрудников подбора. Как вы уже наверное догадались, этот человек оказался настолько подкованным, квалифицированным, энергичным, да еще и позитивным, что его приняли на работу. Кроме того, этот специалист, как теперь выяснилось, очень нравится и запоминается клиентам.
Стереотип – дефект речи, как непреодолимая преграда развеян.
В каких случаях возобладавшие стереотипы сыграли в + установить сложно, ибо решения были отрицательными и убедиться, что все коренные москвичи ведут себя как бездельники на конкретном предприятии не получится.
В минус решения, принятые под воздействием стереотипов сыграли во всех известных мне случаях:
- Подразделение не доукомплектовано;
- Вообще никого подобрать не смогли – все плохие;
- Упустили хорошего специалиста на радость др. компании;
- Подбор продлился, вместо введения новой боевой единицы в продажи.
Когда стереотипы точно сработают?
- Если у работодателя есть ощущение, что у него много времени на подбор.
- Если у работодателя есть ощущение, что у него много альтернатив – большой выбор.
- Если у работодателя есть ощущение, что его вакансия очень привлекательна.
- Если у работодателя есть ощущение, что можно найти лучше.
- Если у работодателя есть ощущение, что он уже закрыл свою задачу. Например уже есть сотрудник, который согласился работать, но пока не вышел и он смотрит про запас.
- Если ему никто не дает аргументированную ОС.
- Если у него перед глазами нет понятной системы оценки кандидата.
Как защититься от влияния стереотипов?
- Осознать, что стереотип есть и признать его субъективность.
- Иметь альтернативное мнение. Когда одного и того же человека интервьюируют сразу два ЛПР. Это поможет не столкнуться со стереотипами и более объективно оценивать кандидата
Александр Багулин