Методы проведения собеседования
Собеседование — основной способ подбора персонала. Оно позволяет лучше узнать кандидата, исследовать его профессиональные и личностные качества. Для его проведения используются различные методы проведения собеседования. Каждый из них направлен на решение специфической задачи. Наиболее популярные разновидности собеседований в зависимости от основного выбранного метода:
- структурированное;
- ситуационное;
- проективное;
- поведенческое;
- стресс-интервью.
Структурированное собеседование: методика проведения
Структурированное собеседование подразумевает общение с кандидатом по четкому плану, включающему простые стандартизированные ответы. В ходе него можно уточнить основные данные соискателя, зарплатные ожидания, а также определить соответствие корпоративной культуре компании.
Технология требует тщательной предварительной подготовки. Вопросы составляются с учетом профиля позиции, также разрабатываются эталоны ответов.
Преимущества:
- Простая техника проведения собеседования. Всем кандидатам задают одни и те же вопросы по плану.
- Простая интерпретация результатов. Из всех кандидатов выбирают того, чьи ответы были наиболее приближены к эталону.
Недостатки:
- Формальность. В ходе такого интервью не всегда удается получить полное представление о знаниях и навыках претендента на должность.
- Трудоемкое оформление. Рекрутеру необходимо тщательно документировать все ответы кандидата.
Ситуационное интервью
Ситуационное интервью подразумевает обсуждение с кандидатом гипотетических случаев, которые могут произойти при работе на определенной должности. Цель — выявить, как соискатель будет справляться с поставленными задачами, возникающими трудностями.
Технология проведения требует тщательной разработки гипотетических ситуаций и эталонных ответов. Общаться с кандидатом может группа специалистов (высококвалифицированный работник, руководитель отдела, рекрутер). Или только специалист HR-отдела, который заранее побеседовал с экспертами и выявил, какие компетенции для конкретной должности предпочтительны. Эффективность этого вида интервью напрямую зависит от тщательной подготовки. Важно учитывать, что указанная технология проведения собеседования требует подробной фиксации ответов кандидата.
Преимущества:
- Проверка понимания кандидатом своих обязанностей. Ситуационное интервью выявляет, насколько соискатель ориентируется в сути работы, которую ему придется выполнять.
- Возможность оценки скорости поиска решения сложной задачи кандидатом.
Недостатки:
- Трудоемкость процесса организации. Сложности могут возникнуть в случае, когда для беседы с соискателем требуется собрать команду экспертов.
- Риск неправильной интерпретации результатов. Чтобы свести субъективизм к минимуму, необходимо заранее установить четкие критерии оценки.
Чаще всего используется для поиска руководителей отделов, менеджеров, специалистов техподдержки. Рекрутинговое агентство в Москве UP business имеет большой опыт в вопросах найма сотрудников на ключевые должности. Комплексный подход и годами опробованные технологии позволяют производить отбор быстро и эффективно. Оставьте заявку на обратный звонок и получите бесплатную консультацию.
Заказать подбор персоналаПроективное собеседование
Проективные методы собеседования при приеме на работу позволяют получить информацию, которую кандидат не стал бы сообщать компании самостоятельно. Рекрутер задает вопросы о поведении других людей. Когда необходимо обсудить постороннего человека, соискатель чувствует себя более свободно, спокойно и раскованно. Суть метода заключается в том, что собеседник сообщает о своем отношении к проблеме через призму собственного понимания мотивации и поведения неизвестных людей.
Технология проведения требует подготовки нескольких вопросов о некорректном поведении, щекотливых ситуациях. Звучать они могут подобным образом: «Как вы думаете, в каком случае можно оправдать человека, который лжет своему начальнику?». Задавать вопросы необходимо в быстром темпе, чтобы потенциальный сотрудник не успел обдумать ситуацию и не выдал социально-ожидаемый ответ.
Преимущества:
- Низкая вероятность того, что человек соврет. Методика основана на принципе проекции, когда человек переносит свои установки, ценности и жизненный опыт на других.
- Возможность реально оценить личностные качества.
Недостатки:
В компании UP business проективное собеседование используется для отбора руководителей, менеджеров по продажам. Ведь претенденты на эти должности склонны несколько приукрашивать свои навыки и умения, показывать только положительные стороны, чтобы получить высокооплачиваемую должность. Для подбора сотрудников такого уровня стоимость услуг по подбору персонала рассчитывается индивидуально, в зависимости от поставленной задачи.
Поведенческое собеседование
Поведенческое интервью помогает рекрутеру выяснить, как именно кандидат справлялся со своей работой на прежнем месте. Используемые методы проведения собеседования позволяют проанализировать следующие особенности и качества соискателя: инициативность, умение брать на себя ответственность, видеть и понимать свою роль в команде, признавать и исправлять ошибки.
Технология требует от рекрутера подготовки шкалы оценки, которая отобразит, как проявляется та или иная компетенция у данного соискателя. Важное правило: вопросы необходимо задавать такие, которые касаются реальных ситуаций и опыта.
Преимущества:
- Универсальность. Поведенческие методики проведения собеседований позволяют реализовывать качественный отбор кандидатов как среди соискателей на должность, так и при анализе действующих сотрудников для формирования новых отделов и команд.
- Возможность проверить реальные качества кандидатов.
Недостатки:
- Длительный этап подготовки.
- В ходе беседы проверке подвергается ограниченный набор компетенций.
Рекомендуется применять для кадровых ротаций, при подборе линейных руководителей.
Стресс-интервью
Стресс-интервью подразумевает создание для кандидата нестандартной ситуации на собеседовании, способной вывести его из равновесия. Выбор методов и приемов зависит от особенностей вакансии.
Технология проведения интервью с проверкой на стрессоустойчивость требует продуманной стратегии поведения. Например, рекрутер может все время прерывать кандидата, игнорировать его ответы, отвлекаться на посторонние дела, повышать на него голос, смотреть в упор. Стресс-интервью для наибольшей эффективности должно проходить без предварительного уведомления соискателя о формате.
Преимущества:
- Позволяет выявить негативные личностные качества.
- Дает возможность убедиться в хорошем самоконтроле соискателя.
Недостатки:
Собеседование для многих соискателей само по себе является стрессовой ситуацией. Многие кандидаты признаются, что не хотят работать в компании, которая применяет подобные методы.
Проводить стресс-интервью рекомендуется при поиске менеджеров по работе с клиентами, преподавателей, руководителей. Допустим такой формат только в том случае, если самообладание и сохранение вежливого тона в любой ситуации — важная компетенция для вакансии. Руководить процессом должен опытный HR-специалист, который сможет грамотно подобрать приемы и полностью контролировать ситуацию.
Стоит учитывать, что хладнокровие способны сохранять немногие люди и эйчар должен быть готов к разному развитию событий. После стресс-интервью обязательно нужно сообщить кандидату, что это была проверка, пояснить цели ее проведения и сообщить результаты (прошел или нет).
Резюме
Выбор методов проведения собеседования во многом зависит от того, на какую позицию подбирается кандидат и перечня предъявляемых требований. Не последнюю роль в этом вопросе играет опытность HR-специалиста, его умение работать со сложными в реализации, но эффективными технологиями.
Заказать расчет стоимости подбора персонала
Ответы на часто задаваемые вопросы
-
Какой метод самый эффективный?
Для каждой должности методы собеседования подбираются индивидуально. Обычно они комбинируются для получения наиболее точного результата.
-
Как обеспечить объективность результатов?
Необходимо заранее выделять важные компетенции и критерии их оценки.
-
Как подбирают методы в UP business?
На этапе подготовки к подбору составляется чек-лист, где отражаются пожелания клиента. С опорой на полученную информацию подбираются методы проведения собеседования с соискателями.