Как подобрать бренд-менеджера
Подобрать бренд-менеджера задача непростая. В статье мы рассмотрим все сложности и «подводные камни» с которыми вы можете встретиться при найме бренд-менеджера.
Роль бренд-менеджера в компании
Бренд-менеджер — это сотрудник, ответственный за продвижение бренда. Чаще всего подобного рода сотрудники нужны в компаниях, занимающихся либо оптовой торговлей, либо производством, либо дистрибьюцией, либо всем этим сразу.
В зависимости от компании, функционал может быть достаточно разным. Это может быть и маркетолог широкого профиля, и узкий продавец, который работает только по одному бренду, и продавец и маркетолог одновременно, и наставник для текущих сотрудников отделов продаж или отделов продаж дистрибьюторов.
В общем, очень много разного функционала, который развивает эта должность, в зависимости от компании. Путей качественной работы бренд-менеджера много, и здесь нет правильного рецепта. Давайте разбираться, кто все-таки вам нужен и как этого человека найти.
Оставьте заявку
contact-form-7 id=»11113″ title=»Оставьте заявку»]
Почему непросто подобрать бренд-менеджера? Реальные причины проблем.
Бренд-менеджеров непросто подобрать — давайте разбирать почему.
Причина #1. Невнятный функционал
Слишком много разных требований, кардинально различных, для этой должности. Они не позволяют сформировать достойный рынок труда, в котором есть выбор. Функционал сотрудников очень разный, и ваши особенности вакансии не всегда будут совпадать с теми навыками, которые есть у текущих бренд-менеджеров.
Причина #2. Узкий рынок труда
Должность не самая распространенная, она есть только в компаниях, которые проходят этап малого–среднего, а то и крупного бизнеса. Поэтому таких сотрудников, которые обладают действительно качественными навыками работы бренд-менеджера, — их очень немного. Немного даже в Москве. Если вы находитесь в регионе, то таких людей, скорее всего, с десяток, и то не факт, что их навыки вам подойдут.
Причина #3. Должность эта находится на стыке продаж и маркетинга
Это подразумевает широкий набор навыков у сотрудника. То есть сама должность налагает необходимость высокой компетентности сотрудника. Поэтому подобные навыки в одном человеке найти непросто. Потому что если человек разбирается в маркетинге и разбирается в продажах — считайте, это готовый собственник бизнеса.
Если он разбирается только в маркетинге и не разбирается в продажах, то это слабый бренд-менеджер. Если он разбирается в продажах, но не разбирается в маркетинге, то это опять же слабый бренд-менеджер. Поэтому как совместить в человеке эти два ключевых навыка и где найти таких людей — вот это основная трудность.
Причина #4. Высокая цена ошибки
Если вы нанимаете менеджера по продажам, цена ошибки относительно невелика. Конечно, она зависит от того, что за бизнес, как внедрять менеджера, — ее можно посчитать в деньгах. За условных 100–200 тысяч рублей упущенной выгоды вы можете дать человеку возможность ошибиться, а потом начинать потихоньку-потихоньку, но зарабатывать деньги для компании.
В случае бренд-менеджера, ошибки, которые он заклад
ывает в развитии торговой марки, могут стоить вам очень дорого. Если он прогадал с товаром или вывел на рынок ненужный никому продукт, то убытки могут измеряться миллионами, а то и десятками миллионов рублей. И ошибки эти будут исправляться долго, а последствия будут не сразу. Такая тяжелая история.
Причина #5. От сотрудника трудно увидеть моментальный результат
Вы не видите связи действий с результатом. Действия сотрудников, работающих на должности бренд-менеджера, имеют «плечо». Это не как в транзактных продажах, где сегодня начал продавать, к вечеру уже понял, какой результат у сотрудника, какое количество задач он сделал, сколько звонков было, сколько продаж, сколько визитов, встреч, неважно, чего еще.
Здесь человек начинает месяц разрабатывать стратегию бренда, месяц договариваться с производством, еще месяц договариваться с дистрибьюторами, и непонятно, туда он идет или не туда и принесет ли эта стратегия результат. В итоге три месяца вы заплатили сотруднику, заплатили за все те мероприятия, которые он предложил, за все те новшества, которые он сделал, — а результат вы не получили.
Вопрос: это бренд-менеджер плохой, это продукт ваш сейчас такой, это рынок сейчас находится в этом состоянии или сотрудник в общем делает что-то не так? И, скорее всего, всего там будет понемножку. Если вы не будете вникать в задачи бренд-менеджера, то, к сожалению, вы никак не поймете.
Эта длинная петля обратной связи тоже является одной из больших трудностей именно этой вакансии.
Как обычно пытаются решить проблему подбора бренд-менеджера?
Эта проблема решается всеми компаниями стандартным путем. Составляют такой портрет-хотелку: чего хочется от человека получить, каким невероятным должен быть человек, чтобы еще закрыл все маркетинговые задачи в компании — чаще всего такое бывает. Под это пишется вакансия, публикуется, проводятся индивидуальные собеседования, неважно, кем: руководителем, HR’ом, директором, да кем угодно. И на основании пытаются выявить, кто из людей на эту должность больше всего подойдет.
Почему индивидуальные собеседования работают плохо, мы объясняли в отдельной статье «Методы отбора персонала», я рекомендую вам ее прочитать. Этот способ неэффективный, и делать нужно по-другому. Давайте разбирать как.
Реальное решение задачи подбора бренд-менеджера
С учетом как раз длинной петли обратной связи, стоимость такого сотрудника достаточно высока и цена ошибки здесь достаточно высока. Поэтому я предложу вам начинать работу по подбору бренд-менеджера с большой подготовительной работы.
Мы с нашими клиентами эту большую подготовительную работу всегда делаем. Без нее очень трудно получить результат, и он будет, скорее всего, случайным, и не факт, что через три месяца или полгода мы поймем, что сотрудник находится на своем месте и приносит вам ощутимую пользу.
Что необходимо сделать?
Этап #1. Подготовка бизнеса к подбору персонала
Я бы предложил вам пройти, по сути, все те же самые стандартные этапы подготовки бизнеса к подбору персонала. Но дополнительно я бы предложил вам отдельно прописать функционал, дописать внимательнее весь бизнес-процесс работы сотрудника, обсудить вместе с теми управленцами, которые будут с этим сотрудником работать.
Почему? Потому что ожидания, которые мы встречали от наших дорогих клиентов, были крайне разбросаны. От сотрудника ожидали все: начиная от того, что он сделает для компании сайт, заканчивая тем, что он полностью переделает всю торговую марку и выведет на рынок еще две новых.
Функционала слишком много, он слишком разный. И для того чтобы найти реального человека, этот функционал нужно делить по приоритетам: что вам нужно получить от человека в первую очередь, что во вторую, что в третью, что в четвертую, что в пятую. А от чего вообще можно будет отказаться и положить не на бренд-менеджера, а на директора по маркетингу или любого другого ответственного сотрудника, который может помочь ему в реализации этих задач.
Поэтому основная трудность и основное решение задачи подбора бренд-менеджера лежит в качественном прописании функционала бренд-менеджера. Когда вы его пропишете, вы отсечете большую часть ненужных действий, ненужных навыков, которые будут с каждым новым навыком набивать цену и уменьшать вероятность найти вам хорошего сотрудника.
Этап #2. Тестовые задания
Очень важно качественно прописать тестовые задания, на основании которых вы будете тестировать сотрудников. С учетом того, что должность на стыке маркетинга и продаж, а сотрудники достаточно дорогостоящие, вы можете спокойно грузить сотрудников большими, крупными тестовыми заданиями.
В наших кейсах мы давали бренд-менеджерам три–пять больших тестовых заданий на весь тот функционал, который был нам нужен. Мы проверяли и продажи, и знание, как вообще человек видит или чувствует дизайн, разбирается ли он визуальной части и может ли он что-то привнести качественное в работу компании, в работу с брендом. Ценно проверить позиционирование бренда. Это уже маркетинг на уровне стратегии. Отдельные навыки в продажах, в дистрибьюции, знание, выстраивание системы дистрибьюции. Все навыки мы выкладывали в формате кейсов, давали текущие реальные задачи бизнеса и по ответам смотрели, насколько сотрудник нам подойдет.
Я вижу, что это второй ключевой критерий успеха в подборе бренд-менеджера. Это обязательный этап, потому что без тестовых заданий на личном собеседовании вы никогда не поймете, справится ли сотрудник с нужными задачами или нет. Либо, если поймете, то больше это будет похоже на везение, а не на системную работу.
Этап #3. Список задач
Третьим шагом нужно прописать задачи на первый квартал. Этот этап у нас есть в подготовке бизнеса к подбору персонала, но я опять буду настаивать на том, что эти задачи нужно прописать. Даже если вы не знаете, что вы конкретно хотите сейчас от бренд-менеджера, я предложу вам это предположить и прописать по приоритетам те задачи, которые вы хотите, чтобы бренд-менеджер выполнил.
Почему? Все то же самое: длинная петля обратной связи. Слишком дорого выйдет вам нанимать всех подряд. Слишком дорого выйдет вам инвестировать в стратегическое развитие инициатив сотрудника без конкретного понимания тех целей, которые вы хотели бы решить этим сотрудником.
Поэтому я вам предложу «накидать» все задачи, которые вы видите, воткнуть их в диаграмму Ганта (то есть привязать их ко времени). Это не значит, что это будет догмой для нового сотрудника. Это значит, что это будет для него ориентиром в ваших хотелках. Если он видит план своего внедрения по-другому, пусть он обоснует, почему и что нужно менять. Это абсолютно нормальный диалог взрослых людей. Я вижу твою работу вот так, я тебе плачу за это деньги. Но мне от тебя нужна экспертность: что здесь можно сделать по-другому или лучше, чтобы мы быстрее получили результат. Вот наша цель. Поэтому это третий ключевой фактор, как можно решить задачу подбора бренд-менеджера.
Все вышеописанные шаги я настоятельно рекомендую сделать при подборе себе бренд-менеджера. Тогда вы сможете найти себе хорошего, сильного сотрудника за вменяемые деньги. Могу сказать, что подбор бренд-менеджера — это один из самых сложных и непрозрачных кейсов, которые делали мы для наших клиентов. Но все они успешны.
Поэтому если вдруг вы решите, что вы либо не хотите, либо не готовы инвестировать сами в подбор людей своим временем, то мы готовы решить эту задачу. Мы разбираемся, знаем, умеем, практикуем. Оставьте заявку любым удобным способом.
Оставьте заявку на подбор бренд-менеджера