Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее
О чем книга
О предпринимательском гении Илона Маска
Заметки
Думал, что книги о предпринимателях похожи на интервью выживших в авиакатастрофе — выживший рассказывает о том, как правила жизни помогли выжить наперекор остальным. В действительности это случайность и везение.
В книге «От хорошего к великому» описаны компании, которые аномально (по мнению рынка) выросли и достигли «Величия». Книга написана в 2001 году и среди «Великих компаний»:
- Питней Боуэрс (компания из книги) не растет последние 5 лет,
- Фэнни Мэй потеряла 80% стоимости во время ипотечного кризиса и падает в показателях за последние 5 лет,
- Кимберли кларк потеряла больше 10% в обороте за последние 5 лет,
Конечно, в отобранных Джимом Коллинзем 11 компаниях, есть и прибыльные и растущие компании — вроде Велз Фарго или Джилет.
Но все это и правда похоже на случайность и везение.
Читая книгу «Илон Маск. Тесла, Спейс-Икс и дорога в будущее» прихожу к тому что успех Илона — случайный и основан на везении. В книге перечислены больше пяти случаев, когда компании маска одна за одной могли обанкротиться. Илон каждый раз повышал ставки, рискуя всем. Так, например, Спейс-Икс вносили доработки в уже нормально работающий двигатель, что послужило причиной третьей аварии ракеты Фэлкон-1 — авария прошла на отделении второй ступени. Это чуть не стало фатальным для компании — денег оставалось на один пуск. И это были все деньги, что оставались у Маска даже после нежданно продажи части принадлежащей ему компании.
Да, Илону везет — но везение это заработанное. Невозможно работать с отдачей, подобной Илону, и не стать везучим. Так быть вовлеченным в работу — работать с понедельника по воскресенье, иметь две равнозначные компании, которые меняют индустрию — Тесла и Спейс-Икс, быть куратором Солар сити и Хуперлупа — чтобы все успеть надо иметь фантастическую работоспособность. Человеку должна сопутствовать удача, если так много и целеустремленно работать.
Что вынес для себя
- Надо обращать внимание на конечную цель собственника бизнеса. Она должна быть. Думаю что не сегодня, так завтра суровый кулак капитализма накроет того, кто развивает компанию бесцельно: Либо закончится энергия у собственника, либо клиенты уйдут к тому, у кого есть идея. У Маска идея есть. Пускай идея «сделать человеческую расу мультипланетной» может вызывать вопросы «а зачем?». Но это конечная цель, бессмысленно задаваться вопросами зачем это Илону. Затем. Главное, что эта цель заводит, а значит что у бизнеса будет энергия развиваться и не будет времени тратить время на лишние и вредные отвлечения.
- Мало кто стал понастоящему богатым на своих деньгах, но важно сохранить контроль над компанией. Слишком много энергии уходит на то, чтобы донести до акционеров и соучредителей вектор развития, который ты видишь.
- Как относиться к окружающим. Даже если вы будете общаться со своим двойником вы не можете быть уверенным что двойник примет такое же решение, как и вы, просто потому что у него может не быть той информации которой обладаете вы. Это важное наблюдение — возможно я слишком много хочу от окружающих, не предоставляя им достаточной информации для взвешенного решения. Это не оправдывает глупость, но заставляет подумать о том, что я сделал, чтобы у сотрудников хватало информации для принятия сильных решений.
- Понравился пример про памятку, которую дают соискателям: «..интервью может продлиться от 30 секунд до 15 минут, Илон будет продолжать работать или отвечать на почту, может не посмотреть на вас. Не переживайте, это нормально». Понравилось, что Илона меньше заботит ответ, больше — как искать решение.
- Илон ЛИЧНО прособеседовал первые 1000 человек в SpaceX. Меня ударило по голове когда это читал. Мы формируем команды и я давно выработал правило отсева клиентов, что если собственник малого и среднего бизнеса не может найти время на собеседования сотрудников — бизнес потенциально мертвый, а собственник потенциально неадекватный. Исключений этого правила я не видел. Бизнес делают люди и формировать команду — важнейшая задача руководителя. Если хочешь сверхрезультата, то отбираешь не только сотрудников уровня ТОП, но и миддл и, да, Илон это делает, линейных.
- Отличный кейс, когда Тесла набрала первых предзаказов на Model S (вроде по 5000$), но в финальную оплату это не конвертировалось — отдела продаж и диллерской сети у Илона по бизнес-модели нет, продавать было некому. Он перевёл 500 человек — всех сотрудников, включая дизайнеров, в продажи, и вывел компанию из кризиса. Это было, по его словам, чудом. Для меня это интересный пример, как вовлекать сотрудников в решение нетиповых задач в кризис, и что даже технологичному стартапу (а стартапы через одного думают, что продукт сам себя продает) нужна нормальная команда продаж.
- Задача, которую ставил Илон для PR службы — 1 раз в неделю должны выходить новости о компании. Если новости не выходят — он увольняет сотрудников. Понимаю что слишком щедро отношусь к ошибкам сотрудников — из последнего — давал третий шанс исправиться сотруднику, которого надо было уволить полгода назад. Полгода я потерял, а может и больше. Нет, надо жестче и по показателям, спасибо Илон.
Прочитайте эту книгу.