Анастасия Бондаренко, Balcon: зачем ежегодно увольнять худших в команде и почему стоит заботиться о сотрудниках больше, чем о клиентах

Анастасия Бондаренко, Balcon: зачем ежегодно увольнять худших в команде и почему стоит заботиться о сотрудниках больше, чем о клиентах

Алексей: Привет, это подкаст «Будут деньги – будут люди». Мы говорим о подборе людей, формировании команды и управленческом опыте, и сегодня в гостях у нас Настя Бондаренко, собственница студии Balcon – это студия дизайна в центре Москвы. Насколько я знаю, Balcon делал дизайн-проекты для очень известных людей. Инстаграм вызывает просто восторг, восхищение и, честно, неверие в то, что это реально существует, особенно в каких-то московских реалиях. Знаю Настю несколько лет, удалось нам посотрудничать. Я надеюсь, большая часть проектов была достаточно успешной, часть была немножко экспериментальной, но тем не менее. Я хотел спросить тебя… Да, Настя, спасибо, что пришла.

Анастасия: Спасибо, что позвал.

Почему в крупной московской студии дизайна практически нет текучки

Алексей: Хотел спросить тебя, как твой бизнес сейчас выглядит с точки зрения людей, как у тебя выглядит команда, сколько их, кто эти люди, как они к тебе попали?

Анастасия: Сейчас у меня в офисе, получается, 70 человек и так мы же занимаемся ремонтами тоже, отделкой, неисчисляемое количество мастеров и так далее, то есть они немножко в разном составе всегда существуют, то есть поскольку мы со сдельной оплатой работаем, поэтому это нештатные единицы. Штатных единиц 70. Собственно, моей компании 8 лет. Я, наверное, очень горжусь тем, что у меня много человек работает по 5 лет, есть люди, которые работают по 8 лет, то есть со дня основании компании и в целом, то есть то, что у нас люди задерживаются, то, что три года, наверное, это какой-то такой средний показатель для сотрудников, которые работают, текучки практически нет, кроме кадров, которые молодые проектировщики, вот они у нас такая текущая позиция, потому что, как правило, после института приходят подучиться, почертить, а потом идут в какую-то большую архитектуру.

Алексей: Слушай, а как ты думаешь, в чем секрет основной, что у тебя вообще отсутствует либо такая низкая текучка?

Анастасия: Секрет, наверное, в том, что в целом я всегда забочусь о своей команде больше, чем о своих клиентах. Это мой минус, но это как раз секрет, наверное, такой низкой текучки, потому что я никогда не хотела заниматься бизнесом и планировала работать в найме, но у меня не очень…

Алексей: Не получилось, не очень получилось?

Анастасия: Не получилось, да-да, поэтому я всегда представляла, когда начинала работать, в какой компании я хочу работать, в какую компанию мне приятно было бы приходить и так далее. И вот, наверное, создаю свою компанию по прототипу той, в которой бы я хотела работать. Наверное, это и есть секрет.

Алексей: Что это больше: атмосфера какая-то, это какой-то комфорт внутренний в офисе, это какое-то отношение?

Анастасия: Да, и атмосфера, и комфорт. Всегда ребята меня немного осуждают, мои коллеги-бизнесмены за то, сколько денег я трачу на свои офисы, на какие-то вещи, которые связаны с командой, с комфортом, обеспечением. И плюс я не нанимаю людей, которых мне неприятно было бы видеть каждый день. Это, наверное, тоже отчасти, потому что большую часть, то есть когда мы празднуем день рождения компании или что-то такое, всегда сотрудники говорят о том, что у нас очень классный коллектив и что в целом как бы это удерживает всегда больше, чем какая-то заработная плата или еще что-то, то есть коллектив собирается правда классный.

Нужны сильные и эффективные сотрудники?

Хватит мучиться — закажите подбор, сделаем быстро и без ошибок

Быстро подобрать сотрудников

Как собственник топового дизайн-бюро участвует в найме сотрудников

Алексей: Слушай, а ты до сих пор участвуешь в подборе людей, то есть ты их сама отбираешь на линейные позиции или участвуешь, где-то согласуешь на финальном этапе?

Анастасия: Да, я практически всех согласую финально, наверное, всех кроме, как я сказала, проектировщиков, потому что такая позиция, довольно много мы набираем постоянно, поэтому их я не согласовываю, это единственная единица такая, которую я не согласовываю, остальных всех согласовываю по финалу и, соответственно, всех топов, руководителей или людей, которые подчиняются мне, то есть я их собеседую лично, естественно, и принимаю на работу лично.

Почему в топовую дизайн-студию не берут тех, кто нравится руководителю

Алексей: Один из принципов понял, что не брать тех, с кем ты не готова проводить была бы каждый день на работе, а какие еще принципы есть, кого точно не возьмешь? Пришел к тебе человек, ребятам нравится, руководителям твоим нравится, ты посмотрела и отказала на финале. Что с людьми не так там может быть?

Анастасия: Вот это как раз мой, наверное, недавний инсайт. Я сказала, того, кто не нравится, я не беру, но последнее время уже, наверное, так годик я очень с опаской отношусь к людям, которые нравятся мне. То есть, если человек мне понравился, я стараюсь это не учитывать, потому что… То есть, я больше смотрю на то, чтобы человек был подходящий, подходящий должности, подходящей для этой работы, чтобы он сделал тестовое задание, чтобы о нем были хорошие отзывы и так далее, то есть чтобы он прошел по всей, условно, воронке найма, и после этого принимаю решение и в последнее время часто принимаю решение более здраво, нежели чем просто когда мне человек понравился, вот у него глаза горят и все классно. Поэтому это такая… То есть, я не набираю людей, которые мне не нравятся, но и редко в последнее время набираю людей, которые мне нравятся, потому что это немножко как бы запудривает мозг и ты немножечко не здраво оцениваешь и можешь сделать неправильный выбор. И как показывает практика, последние три человека прямо конкретно себе в найм я наняла, это операционный директор, пиарщик и личный помощник, вообще ровно по этому принципу, то есть просто не было причин не брать, и очень довольна, по крайней мере, наверное, потому что это люди не похожи на меня, потому что, как правило, нам нравятся люди, которые похожи на нас, а часто в команду нужны люди, которые будут, наоборот, дополнять или у которых будут какие-то другие сильные стороны.

Как формировалась ключевая команда крупной московской дизайн-студии

Алексей: Скажи, пожалуйста, у тебя твоя управленческая команда, которая с тобой работает давно, если немножко откатить назад и повспоминать, как они к тебе попадали? Ты все же брала их, потому что они были такие же как ты, они попадались тебе случайно, ты их не хотела брать вообще, дала какой-то шанс или как эта команда сформировалась у тебя?

Анастасия: Так, у меня основные мои руководители – одну девушку я вообще по телефону перехантила, она мне продавала шторы.

Алексей: Даже так!

Анастасия: И она меня просто задолбала звонками, надо сказать. Я у нее купила и потом говорю: «Слушай…» А мне нужен был первый продажник в студию. Я говорю: «Не хочешь ли ты пойти работать ко мне?» И вот она как раз через время уволилась из студии, позвонила мне и вот она была, соответственно, первым продажником, у меня сейчас она руководитель коммерческого отдела, в котором человек 20, мы занимаемся офисами, ресторанами, работа с застройщиком и так далее, она вот полностью руководит этим проектом самостоятельно.

Алексей: Здорово.

Анастасия: Такая интересная история. А так как-то мне попались очень преданные люди. Как-то я смотрела тогда больше не на профессиональные навыки, а на то, чтобы человек был честный, чтобы он хотел работать и чтобы ему было интересно и так далее. И это, наверное, то, что их объединяло – тех людей, которых я взяла тогда и работают у меня сейчас, то есть какие-то другие показатели, и они все похожи на меня, поэтому сейчас я уже когда набираю команду, я уже стараюсь, чтобы немножко были разнообразные скиллы у людей и чтобы не все были такие же как я, потому что я немного хаотична, это не всегда плюс.

Каких сотрудников увольняют из московской студии дизайна

Алексей: Кого увольняешь или за что увольняешь? Есть ли какие-то последние примеры, когда ты прямо решила, что все, это больше терпеть я не буду, мне так не подходит, я уволю тебя?

Анастасия: Смотри, я как бы стараюсь по отделам… В последнее время, то есть последние несколько лет у меня есть такая практика, я составляю по отделам рейтинг сотрудников.

Алексей: По показателям или вообще?

Анастасия: Я учитываю много субъективных факторов, начиная, понятно, от оценок клиентов, от субъективной оценки дизайна, который мы делаем, от вообще какие у человека взаимоотношения в коллективе, сроки, в общем, там очень много параметров, и последних людей в этих списках я стараюсь увольнять, потому что все-таки продуктивные люди всегда смотрят, мне кажется, на тех, кто в конце, и всегда сравнивают, что если какие-то люди недостаточно хорошо работают или недостаточно продуктивны, они немножко расслабляются. Поэтому у меня такая техника, я просто последнего в списке удаляю и, как правило, это всегда не за то, что человек накосячил или еще что-то, а затем, чтобы в компании оставались лучшие, потому что, понятно, есть сотрудники, условно, которые суперпродуктивные, есть средние и всегда есть которые как-то посредственно очень работают. И поскольку мне не хотелось бы, чтобы у меня компания такая обрастала посредственностью, я стараюсь таким образом волевое решение раз в год принимать и увольнять людей, которые неэффективны.

Алексей: Слушай, а как часто ты такую процедуру делаешь?

Анастасия: Раз в год.

Алексей: Раз в год, да?

Анастасия: Да.

Алексей: Это у тебя руководители готовят этот отчет, ты его смотришь, проверяешь, а они сами его готовят или ты им даешь сама критерии как-то?

Анастасия: Все равно у меня такое большое количество человек, я всех вижу, со всеми общаюсь и до меня долетают и отзывы положительные, я прослушиваю звонки с клиентами, когда мы у них берем обратную связь и так далее, то есть, как правило, это мнение – оно не основывается только на цифрах, но если еще это мнение совпадает с моим и с руководителя, и еще по цифрам человек оказался последний в рейтинге, это 100%, что его надо увольнять.

Повлияла ли пандемия на работу сотрудников дизайнерской студии

Алексей: Супер, спасибо. Слушай, а скажи, как вы сейчас работаете? Потому что когда я был последний раз у тебя в офисе, у тебя все сидели в офисе, с тех пор прошло много разных ситуаций в мире, в стране. Как вы переходили на удаленку, не переходили? Всех в офис назад вернули, не вернули? Половина уволилась или, наоборот, никто не ушел? Можешь немножко поделиться?

Анастасия: За пандемию у нас никто не уволился, никто не ушел. После пандемии три человека осталось работать дома.

Алексей: Это из 70-ти, да? Остальные вернулись?

Анастасия: Да-да, остальные вернулись в офис. Я сказала, что были ребята, у которых реально лучше и продуктивнее работать из дома. Есть такие, кто даже уехал, условно, на какую-то малую родину и там остались, но это по итогу четыре человека.

Алексей: Очень маленькая часть, меньше 5% получилось, ну, 5.

Анастасия: Да. Все остальные захотели вернуться в офис. Нет, с удаленкой у меня так и не заладилось, у меня все, абсолютно все в офисе кроме вот этих четырех, которые работают после пандемии дома.

Алексей: Я понял, хорошо. Настя, закончи, пожалуйста, интервью тремя словами.

Анастасия: Интервью тремя словами?

Алексей: Любыми.

Анастасия: Блин, ты сейчас меня врасплох застал. Не знаю. Наверное, блин, я даже не знаю, что сказать.

Алексей: «Не знаю, что сказать» – это три слова, хорошо.

Анастасия: Да-да-да. Не знаю, что сказать, окей.

Алексей: Спасибо. Это была Настя Бондаренко.

Анастасия: Спасибо, Леша. 

Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы быть в курсе всех новостей

Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Запинить
Получите консультацию по вашей задаче

Подписаться на рассылку
Мы будем присылать полезный контент на почту. Без рекламы