Как вовлечь компетентных людей в стартап в условиях ограниченного бюджета?

Есть ли у вас кейсы с примером вовлечения компетентных людей в стартап, в условиях ограниченного бюджета (достойная з/п пока нереальна)?
Глеб 07.07.2017
Алексей Галицкий
Ответил:
Алексей Галицкий

Вам хочется и человека сильного найти, и денег не платить.

К сожалению, на таких условиях будете работать только вы. Нормальные люди, знающие себе цену, не будут работать за подвешенную конфетку, если она ничем не обусловлена. Если действительно у вас есть опыт, вы серийный предприниматель и у вас стартапы, люди, видя ваш предыдущий успех, понимают, что полгода работы, и они получат невероятные бенефиты — да, они будут готовы работать на старте за меньшие условия. Во всех остальных случаях за маленькие деньги вы наймете низкоквалифицированный персонал.

Если вы нанимаете хреново, то наймете плохих людей дорого. Если нанимать эффективно, то можно действительно людей сторговывать. Но сторговывать не до нуля и не до каких-то фиктивных денег. Людям нужно платить за жилье, людям нужно платить за обучение детей, за квартиру, за газ, за свет, за воду, за еду.

Есть хорошая статистика о том, что за январь 2016 года на HeadHunter было размещено 46 000 вакансий на менеджеров по продажам, а резюме на ту же вакансию — 13 000.
Спрос на менеджеров по продажам превышает предложение в три раза, даже больше. И люди готовы платить фиксом. Люди готовы платить от полтинника в Москве селлзам хорошим, вменяемым, адекватным. Даже не вменяемым и адекватным просто потому что их мало. И то им готовы платить эти деньги.
Тут вы, такой замечательный, классный предприниматель, который: у меня еще пока ничего нет, и денег вроде нет, но вот, у меня все будет. Ну, это фуфел. Правда, это фуфел. То есть как мы делали? В тех новых бизнесах, которые мы открывали, мы всегда приглашали людей и их сторговывали, но мы никогда не брали людей на минимальные деньги.

В вашем случае есть какие варианты?

Перекладывать максимально все на фрилансеров. Если у вас, тем более стартап, вы чаще всего не знаете, что делать, не знаете вообще, какой функционал вам нужен, какой результат нужен, как его проверять, как его контролировать, что вообще будет делать человек. А вы хотите найти такую невероятную звезду, которая с вас сразу возьмет кусок ответственности за бизнес и сразу все сделает сам. Это иллюзия, это фикция, этого не бывает, не существует, это не работает. Поэтому я бы не стал здесь заморачиваться и просто искал людей на подряд, фрилансеров.

Удаленный бухгалтер стоит 8 000 рублей. Удаленный дизайнер — просто на подряде выполняет задачи. Удаленный селлзы у нас получали максимум 35 000 рублей. Денег не было, нужно было как-то организовываться.

Поэтому нужно либо учиться вам нанимать удаленных сотрудников дешевле, либо работать с фрилансерами, что тоже дешевле. Либо найти деньги и платить хорошим людям хорошо. С дешевыми людьми лучше вообще не работать, эта практика вам не нужна.

Я каждый раз вставляю фразу, которая меня зацепила у Семена, это то, что один из самых худших способов провести свою жизнь — это мотивировать немотивированных людей. Вот чаще всего при отсутствии опыта подбора персонала именно такие люди у вас и оказываются. И оно того не стоит.