Собеседование по телефону: как правильно провести и какие вопросы задать кандидату

Собеседование по телефону
Собеседование по телефону

На современном рынке труда работодатель нередко предварительно общается с кандидатами по телефону, прежде чем приглашать их на очное собеседование. Телефонные интервью позволяют быстро определить, подходят ли соискатели для свободной вакансии. Но чего следует ожидать во время телефонного разговора? Мы расскажем, как проводить собеседование по телефону, а также поделимся списком из 25 вопросов для телефонного собеседования.

Как подготовиться и провести первичное телефонное собеседование

В отличие от личного интервью, телефонное собеседование работает как скрининг соискателя. Формат ускоряет процесс найма, разговор становится менее пространным, рекрутер задает вопросы сугубо по делу. Подготовку и проведение телефонного интервью можно разделить на 3 этапа:

Этап 1. Подготовка к собеседованию

Для того, чтобы понять, как провести собеседование по телефону, необходимо сначала определить ключевые для вакансии факторы: наличие у соискателя релевантного опыта, владение программами или технологиями и т. д. Эти опорные точки станут основой для списка вопросов, которые помогут работодателю провести первичное собеседование по телефону и оценить квалификацию, опыт и соответствие кандидата занимаемой должности. Далее вам необходимо распределить составленные вопросы от простых к сложным, а также разделить их на тематические блоки.  Осталось только добавить в план разговора блоки вежливости (приветствие и прощание с кандидатом), краткое описание деятельности компании, а также слот для вопросов о работодателе. Поздравляем, теперь у вас есть скрипт телефонного собеседования!

Последний, но важный момент, который стоит учесть в процессе подготовки к телефонному интервью: не забудьте утвердить удобное для вас и кандидата время, чтобы провести собеседование по телефону. Это не только покажет ваше уважение к кандидату, но и сэкономит ваше время. 

Этап 2. Проведение телефонного собеседования

Во время собеседования по телефону обязательно представьтесь и объясните собеседнику цель звонка. Внимательно слушайте собеседника, будьте доброжелательны и соблюдайте правила этикета: не перебивайте соискателя и не грубите ему. Проведите разговор согласно подготовленному ранее скрипту собеседования. Не забудьте кратко зафиксировать ответы кандидата, а также ваше впечатление о нем. Если в процессе вы поймете, что кандидат не подходит, не бойтесь сообщить ему об этом – это сэкономит время всем участникам разговора, а также подскажет соискателю, над чем ему стоит поработать. В конце телефонного собеседования, когда все вопросы кандидату уже заданы, следует обозначить сроки принятия решения о прохождении на следующий этап собеседования и способ уведомления человека об этом. 

Этап 3. Анализ полученной информации

После проведения собеседования уделите некоторое время обдумыванию беседы и своих впечатлений о кандидате. Задайте дополнительные вопросы, а также проверьте моменты, связанные с опытом соискателя. Если вы заинтересованы в продолжении работы с кандидатом, предоставьте ему обзор следующих шагов в процессе найма и график их выполнения. 

Даже грамотно составленный скрипт сам по себе не может гарантировать успешного проведения телефонного интервью. Бывает трудно удержать в голове каждый элемент собеседования. Чтобы сэкономить время и получить желаемый результат, обратитесь к компании UP business. Наши менеджеры совершают по 100 звонков ежедневно и точно знают, как собеседовать кандидатов.

Закажите подбор персонала у профессионалов
Что надо знать о подборе вопросов
Что надо знать о подборе вопросов

Что надо знать о подборе вопросов?

Ваша главная задача на телефонном интервью – отобрать подходящих на позицию кандидатов для проведения личного собеседования. Чтобы эффективно подобрать вопросы для телефонного собеседования, необходимо придерживаться следующих правил: 

  • Не задавайте слишком сложных вопросов.
    Уточнение технических нюансов работы ни к чему, если зарплатные ожидания соискателя значительно превышают возможности компании. Сфокусируйтесь на вопросах, которые помогут отсеять неподходящих кандидатов, а не проверить доскональность знаний. Например, можно спросить кандидата об обязанностях на предыдущем месте работы, его зарплатных ожиданиях или о владении программами, необходимыми для работы на вашей позиции. 
  • Не увлекайтесь закрытыми вопросами. 
    Закрытые вопросы не раскрывают коммуникативные способности кандидата, а скорее помогают привирать на первичном этапе отбора. Вместо вопроса “владеете ли вы Asana?” можно спросить “какими таск-менеджерами вы пользовались?” и получить более развернутый ответ, который поможет яснее оценить навыки кандидата.
  • Не бойтесь спрашивать о зарплатных ожиданиях.
    Вы сэкономите время как для себя, так и для соискателя и будете честны. К тому же вы сможете оставить о компании приятное впечатление и показать уважение к запросам соискателя.
  • Не задавайте слишком много вопросов.
    Обилие вопросов на первичном телефонном собеседовании может восприниматься как отсутствие понимания роли сотрудника в будущем коллективе. Это может отпугнуть высококвалифицированных работников, которым приятнее получать четко сформулированные вопросы, касающиеся прямых обязанностей. К тому же затянувшееся телефонное собеседование – это еще и очень утомительный процесс, который снижает мотивацию соискателя. А если вы не можете определиться со списком вопросов для открытой вакансии, рекомендуем обратиться в наше агентство по подбору персонала.

    25 вопросов для телефонного интервью

    Мы составили для рекрутеров и работодателей список вопросов, которые стоит задать во время телефонного собеседования соискателю, по тематическим блокам. Чтобы подготовиться к телефонному интервью, выберите для вашего собеседования по 1-2 вопроса из каждого блока или переформулируйте их на основе конкретной ситуации.

    1. Вопросы, которые могут узнать больше о текущей роли кандидата:
      • Каковы ваши текущие обязанности?
      • За что вы отвечаете на текущей позиции?
      • Что вам больше всего нравится в вашей нынешней работе?
      • Что вы считаете сложным в вашей нынешней роли?
    2. Вопросы, которые раскроют стиль работы соискателя:
      • Как вы подходите к решению проблем?
      • Можете ли вы описать случай, когда вам пришлось работать под давлением?
      • Что мотивирует вас на лучшую работу?
      • Как вы мотивируете себя на выполнение не очень интересных задач?
    3. Вопросы, которые помогут узнать больше о карьерных устремлениях соискателя:
      • Кем вы видите себя через пять лет?
      • Какую работу вы ищете?
      • Как эта должность вписывается в ваши карьерные цели?
      • Кем вы видите себя в нашей компании через 5 лет?
      • Чему бы вы хотели научиться в ближайшие 2 года?
    4. Вопросы о квалификации соискателя:
      • Какой у вас есть опыт работы на этой должности?
      • Какие у вас есть сертификаты или обучение, которые делают вас подходящим кандидатом на эту должность?
      • Можете ли вы привести примеры того, как вы демонстрировали свои навыки на предыдущих местах работы?
      • Решением какой проблемы на вашей текущей позиции вы гордитесь?
    5. Вопросы, раскрывающие коммуникативные навыки кандидата:
      • Как вы подходите к общению с членами команды и коллегами?
      • Можете ли вы привести пример того, как вы доносили сложную информацию до специалистов других отделов?
      • Как вы справляетесь с конфликтами или разногласиями с коллегами?
      • Как вы относитесь к тимбилдингам?
    6. Важные вопросы об особенностях работы:
      • Сколько часов в неделю вы готовы уделять работе?
      • Какие форматы работы вы рассматриваете (офис/удаленная/гибрид)?
      • С какими программами для постановки задач и ведения документации вы работали?
      • Каковы ваши зарплатные ожидания?

    Включив эти вопросы в телефонное интервью, вы сможете получить ценную информацию о квалификации, стиле работы и карьерных устремлениях кандидатов, что поможет принять обоснованное решение о том, подходят ли они для данной должности и вашей организации. 

    Как определить кандидата
    Как определить кандидата

    Как определить, подходит ли кандидат

    При проведении собеседований с потенциальными кандидатами важно оценить, обладают ли они необходимыми навыками, опытом и личностными качествами, чтобы преуспеть в этой роли и вписаться в культуру вашей компании. Вот несколько советов, которые помогут вам это определить. 

    1. Обратите внимание на релевантный опыт.
      Подходящие кандидаты должны обладать необходимыми практическими навыками и знаниями для успешной работы в данной должности.
    2. Оцените интерес соискателя к вашей компании.
      Заинтересованный работой в вашей компании кандидат будет мотивирован внести свой вклад в развитие организации.
    3. Проверяйте информацию из резюме.
      Если кандидат размещает в своем резюме информацию, которая не совпадает с действительностью, не стоит продолжать с ним общение.
    4. Ищите уверенность в себе.
      Уверенный в себе кандидат с большей вероятностью подойдет на должность, требующую лидерских качеств и навыков принятия решений. Например, на эти качества стоит опираться при подборе активных менеджеров по продажам.
    5. Учитывайте формат работы.
      Оцените, подходит ли кандидат по формату работы, будь то удаленная работа, частичная или полная занятость, а также есть ли у него необходимое оборудование или ресурсы для выполнения работы.
    Получите расчет стоимости подбора мотивированного персонала

    Преимущества и недостатки телефонного интервью

    В последние годы телефонные интервью становятся все более популярным методом первичного отбора кандидатов. По сравнению с очными собеседованиями, они более экономичны и просты в проведении, что делает их привлекательным вариантом для многих рекрутеров. Однако, как и любой другой метод отбора, телефонные интервью имеют свои преимущества и недостатки, которые следует учитывать.

    4 преимущества телефонных собеседований

    1. Экономия ресурсов.
      Телефонные интервью не требуют присутствия руководителя или технического специалиста. К тому же нет нужды занимать переговорную комнату или другие помещения в офисе для их проведения. Это упрощает процесс подбора персонала.
    2. Мобильность.
      Можно проводить из любого места, где есть телефон и подключение к интернету.
    3. Гибкость.
      Если ваша компания поддерживает удаленный формат работы, телефонные собеседования позволяют охватить больший пул кандидатов и увеличить тем самым шансы найти идеального подходящего соискателя для открытой вакансии.
    4. Информативность.
      Телефонная беседа может дать не меньше информации о кандидате, чем очное собеседование, при условии, что оно проведено правильно.

    3 недостатка телефонных собеседований

    1. Невозможность оценить невербалику собеседника.
      При телефонном разговоре нельзя увидеть поведение и язык тела кандидата, дающие ценную информацию о его личности, коммуникативных навыках и общем соответствии роли.
    2. Краткость
      Телефонные интервью обычно короче личных встреч, что может затруднить получение полного представления о квалификации и опыте кандидата.
    3. Невозможность показать информацию или документы
      Усложняется работа с резюме и портфолио, что может затруднить оценку навыков и опыта кандидата.

    Во время телефонного собеседования усложняется работа с резюме и портфолио, что может затруднить оценку навыков и опыта кандидата.

    Телефонные собеседования при приеме на работу могут быть ценным инструментом первичного отбора для HR-специалистов. Хотя у них есть объективные недостатки, понимание того, как эффективно использовать этот метод, может помочь вам выявить лучших кандидатов для дальнейшего рассмотрения. Подготовив соответствующие вопросы, вы сможете провести эффективное телефонное интервью, чтобы обоснованно отобрать подходящего на должность сотрудника.

    Оставьте заявку на подбор сотрудника

      Отправляя эту форму, вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности

      Поделиться
      Класснуть
      Отправить
      Вотсапнуть
      Запинить
      Предыдущая запись
      Получите консультацию по вашей задаче

      Подписаться на рассылку
      Мы будем присылать полезный контент на почту. Без рекламы