Поощрение работников

Поощрение работников за труд

По результатам опроса, проведенного в ноябре сервисом «Работа.ру», почти 10 % работодателей РФ планируют сократить фонд материального поощрения сотрудников в текущем году. Стоит ли прибегать к радикальным мерам, ведь мотивированный сотрудник способен принести компании больше прибыли. Тем более, существуют нематериальные поощрительные меры, которые не нанесут большого урона бюджету работодателя и положительно скажутся на мотивации работников.

Что такое поощрение работника по ТК РФ?

Статьей 191 ТК РФ предусмотрено право работодателя поощрять сотрудников за успехи в выполнении трудовых обязанностей. Там же оговорены формы поощрения работников:

  • вынесение благодарности
  • премирование
  • вручение почетной грамоты
  • награждение ценным подарком
  • представление к званию лучшего специалиста

Иные виды поощрений за труд кодекс предписывает закрепить в коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка. Закон не обязывает работодателя принимать меры морального и материального поощрения работников за успехи в труде, оставляя право каждому руководителю организации решать этот вопрос самостоятельно. Но стоит ли отказываться от действенного мотиватора, который способен увеличить уровень производительности персонала?

Не всегда поощрение влечет за собой большие траты, напротив, создание эффективной системы мотивации, куда входят и различные виды поощрения сотрудников, позволяет увеличить прибыль компании за счет повышения продуктивности персонала.

За что следует поощрять сотрудников

За что поощряются работники, зависит от сферы деятельности компании или от ее конкретного подразделения. Прежде всего, основанием для вознаграждения является добросовестное отношение к трудовым обязанностям: выполнение плановых показателей плюс соблюдение трудовой дисциплины. Но не ко всем должностям можно применить подобные критерии оценки эффективности труда. Допустим, если легко измеримы показатели работы в сфере продаж или производства, то разработать KPI для творческих профессий представляется сложной задачей. Поэтому предлагаем объединить основания для поощрения сотрудников в общий список, из которого каждый руководитель сможет выбрать подходящие пункты:

  • выполнение плановых показателей
  • перевыполнение плана (нормы)
  • безукоризненное соблюдение трудовой дисциплины
  • высокое качество выполнения задач
  • трудовой стаж в компании
  • новаторские идеи
  • участие в обучение других сотрудников, наставничество
  • творческий подход к решению сложной задачи
  • повышение квалификации, стремление к профессиональному росту
  • проявление инициатив, положительно сказывающихся на прибыли компании

Список можно дополнять в зависимости от специфики организации. Компания может выбрать любые законные основания для поощрения сотрудников и прописать их в локальных нормативных актах.

Оставьте заявку на разработку системы мотивации для сотрудников

    Отправляя эту форму, вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности

    Виды поощрений сотрудников

    Рассмотрим какие виды поощрений существуют и как их можно применять.

    Стандартные виды материального поощрения

    Такими формами вознаграждения сотрудников пользуются многие компании. Некоторые организации предлагают весь список наград, кто-то ограничивается выплатой денежной премии или абонементом в спортзал. Все зависит от возможностей компании и ее заинтересованности в мотивированных работниках.

    • Денежная премия. Может быть регулярной при условии постоянного выполнения нормативов, выплачиваться ежемесячно, ежеквартально или в конце года в качестве «13 зарплаты». Если премия включена в заработок на постоянной, то она начисляется в расчетный период. Разовая премия назначается в случае перевыполнения плана, реализации эффективной идеи, привлечения новых клиентов и других заслуг, увеличивших прибыль компании.
    • Ценный подарок. Чаще всего это разовое поощрение за достижение высоких результатов. Вручается в официальной обстановке, может сопровождаться приказом о вынесении благодарности.
    • ДМС — дополнительная медицинская страховка. Такой вид поощрения прекрасно зарекомендовал себя, сотрудники ценят заботу об их здоровье и зачастую готовы «доработать год», чтобы не потерять ДМС.
    • Материальная поддержка. Компания предоставляет выплаты сотруднику в различных жизненных ситуациях, как радостных (свадьба, рождение детей, юбилей), так и скорбных (смерть или серьезное заболевание близкого родственника).
    • Льготы сотрудникам. Оплата проезда, купоны на питание по рабочим дням, билеты в театр, скидки на услуги компаний-партнеров, путевки в санатории, абонементы в спортивные комплексы.
    • Оплата обучения. Компенсация расходов на посещение конференций, курсов повышения квалификации или переквалификации.

    Идеи креативных форм поощрения

    Чем поощрить сотрудника

    Что делать, если в компании внедрены все стандартные виды поощрения, а сотрудники все равно «смотрят на сторону», хотя у конкурентов-работодателей такой же уровень оплаты труда, график работы и перспективы роста. Возможно, дело в использовании конкурентами нестандартных видов вознаграждения. Приведем примеры креативных идей.

    • Бонусная копилка. Для реализации этой идеи надо разработать систему бонусов для сотрудников, согласно которой за определенные действия будут начисляться баллы. Например, если в организации важна дисциплина, можно начислять бонусы за «неделю без опозданий», если приветствуется инициативность — баллы за «лучшую идею месяца». Вариантов номинаций может быть множество. В конце года или квартала бонусы переводятся в рубли и выплачиваются сотруднику в качестве денежной премии.
    • Создание комфортной атмосферы. Понятие комфорта у каждого человека свое, но всегда найдутся общие требования. Чтобы их вычислить, можно создать опросник с пунктами, которые вы готовы реализовать. Например, создать зону отдыха с игровой приставкой, заказать в офис хорошую кофемашину и полезные перекусы, оборудовать отдельное помещение спортивными тренажерами, приглашать раз в неделю инструктора по йоге, поменять обычные стулья на эргономичные, поставить аквариум с живыми рыбками, организовать велопарковку. Важно, чтобы список соответствовал возможностям компании, сотрудники могут воспринимать опросник как гарантию выполнения их пожеланий и обманывать их надежды не стоит.
    • Ежегодный праздник с награждением лучших сотрудников. Можно приурочить мероприятие ко дню рождения компании. Разница со стандартным награждением грамотой в том, что коллеги сами выбирают лучшего из лучших по разным номинациям. Для этого надо за некоторое время до праздника организовать голосование среди сотрудников, чтобы успеть подвести итоги и закупить подарки для победителей. Кто станет лучшим менеджером по продажам или офисной феей коллеги узнают на корпоративном мероприятии во время награждения. Важно сделать это мероприятие регулярным, чтобы побудить сотрудников бороться за звание «лучшего».
    • Мероприятия для детей сотрудников. Если в компании более 100 работников и не менее 50 % имеют детей от 0 до 14 лет, можно смело внести в список поощрений организацию детских мероприятий. И речь не о билетах на стороннюю «елку», а о празднике в офисе или актовом зале организации. Это может быть конкурс детского рисунка (как онлайн, так и с выставкой в офисе) с награждением победителей на празднике, детский спектакль с актерами-коллегами или день посещения работы вместе с родителями. Кстати, последний вариант идеально подходит многим компаниям, но лучше планировать его на выходной день.
    Разработать систему мотивации

    Формы нематериального (морального) поощрения

    Нематериальное поощрение сотрудников

    Помимо описанных в трудовом кодексе нематериальных видов поощрения — вручение грамоты, вынесение благодарности и представления к званию лучшего в профессии — существуют и другие методы отметить ценного сотрудника. Приведем несколько примеров, простых для осуществления и не требующих денежных трат.

    • Публичная похвала. Признание заслуг работника руководителем — сильный мотиватор. А еще лучше он сработает, если похвалить сотрудника публично, перед коллективом. Для этого не надо организовывать специальных мероприятий, достаточно в конце рабочего дня или недели перечислить достижения работника и выразить ему благодарность.
    • День без офиса. Если в компании не принято работать удаленно, но при этом сотрудник может выполнять свои обязанности вне офиса без потери качества работы, можно использовать этот вид поощрения. Самому успешному, дисциплинированному, результативному сотруднику предоставляется возможность один день в неделю (месяц) работать из дома. Перспектива хотя бы раз в месяц не ехать в офис, а спокойно поработать удаленно, отлично работает на пользу производительности работника, плюс сотрудник высоко оценит доверие руководства и признание своих заслуг.
    • Пораньше домой в пятницу. Убытков для организации не будет, а для многих работников это основательный бонус. Привилегия предоставляется тем, кто приходит вовремя всю неделю и не бегал на чай и перекуры каждые полчаса. Можно добавлять и другие показатели, но суть все же в побуждении к исполнению трудовой дисциплины. Система должна быть полностью прозрачной: все понимают, что при соблюдении условий «договора» могут уйти в пятницу за, допустим, 45 минут до окончания рабочего дня.
    • Клуб по интересам. Так как мы рассматриваем нематериальные виды поощрений, важно соблюсти правило «нулевых денежных затрат». Клубы по интересам — один из таких вариантов. Суть в предоставлении небольшого офисного пространства для встреч членов клуба после окончания рабочего дня, если это позволяют правила безопасности компании и бизнес-центра.

    Какие меры наказания сотрудников разрешены законом

    Дисциплинарные взыскания

    Согласно ТК РФ работодатель вправе «наказать» работника за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, применив дисциплинарные взыскания:

    • выговор
    • замечание
    • увольнение

    Законопослушная компания не использует в системе наказания штрафы, это грозит разбирательством с трудовой инспекцией. Существует материальная ответственность сотрудника за причинение ущерба собственности организации, но нельзя приравнивать это к штрафам, в данном случае все официально оформляется через документацию.

    Помните, что любые штрафы — это прямое нарушение ТК.

    Порядок поощрения работников: правила и принципы

    Для соблюдения законного порядка поощрения сотрудников в компании должно быть утверждено «Положение о премировании», в котором прописаны условия, размер, сроки и периодичность вознаграждения, основания для снижения премии.

    Важно соблюдать принцип прозрачности поощрения. Сотрудники должны понимать каких результатов и в какие сроки они должны достигнуть для получения премии или иного вида вознаграждения. Можно разработать дополнительный документ «Положение о поощрении», где будут прописаны формы наград, принятые в компании, но не обозначенные в ТК.

    Порядок оформления поощрения сотрудника зависит от вида вознаграждения. ТК РФ не регламентирует документальное оформление, поэтому руководство компании решает как проводить эту процедуру. Рекомендован следующий порядок:

    • Представление сотрудников к поощрению.
    • Приказ о поощрении по форме № Т-11 или T11-А.
    • Внесение записи в трудовую книжку сотрудника.

    Нестандартные виды поощрения, примеры которых мы рассмотрели выше, не оформляются таким образом, зачастую их даже не вносят в локальные документы, поэтому применять их можно гибко, в зависимости от потребности организации.

    Разработать систему мотивации

      Отправляя эту форму, вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности

      Резюме

      На первый взгляд простая задача по разработке системы поощрений на деле оказывается замысловатой. Чтобы система работала, руководству компании надо учитывать множество параметров: сферу деятельности организации, состав персонала, текучку кадров, ключевые показатели производительности сотрудников, критерии оценки эффективности программы поощрений.

      Разработка и внедрение результативной системы поощрения и наказания сотрудников под силу только многоопытному топ-менеджеру. Найти такого сотрудника тоже непростая задача. UP business готов помочь вашей компании в подборе топ-персонала, мы подберем эффективного топ-менеджера под конкретную задачу или специфику вашего бизнеса всего за 18 дней.

      Ответы на часто задаваемые вопросы

      1. Обязан ли работодатель поощрять специалиста за его успехи в труде?

        Нет, поощрение сотрудников — право, а не обязанность работодателя.

      2. Можно ли уменьшить размер премии сотрудника или не выплатить ее вовсе?

        Все пункты, касающиеся выплаты премии, желательно прописать в «Положение о премировании», в том числе условия уменьшения денежного вознаграждения или невыплаты. В противном случае такие действия сотрудник может оспорить в суде.

      3. Что работает эффективнее: материальные или нематериальные виды поощрения?

        Денежная премия, в особенности регулярная, через некоторое время воспринимается сотрудниками как обязательная часть зарплаты, поэтому эффективность постепенно снижается. Использование только нематериальных поощрений не результативно, все же люди работают «за деньги» и это нормально. Так что только совокупность мер приносит ожидаемый результат.

      Поделиться
      Класснуть
      Отправить
      Вотсапнуть
      Запинить
      Получите консультацию по вашей задаче

      Подписаться на рассылку
      Мы будем присылать полезный контент на почту. Без рекламы