Должен ли маркетолог продавать?

Должен ли маркетолог продавать?

 

Стандартный диалог между руководителем отдела продаж и руководителем отдела маркетинга выглядит так. Один говорит, что заявки — полный хлам, пенсионеры и неадекватные запросы, они без денег. А второй отвечает — большую часть заявок вы обрабатываете в течение двух дней, а если бы делали это в течение суток, то откликались бы не только пенсионеры, но и наша целевая аудитория.

Когда этот конфликт происходит в голове одного человека, это может быть эффективно или не очень, но как минимум это трудно. И как спрашивать с такого сотрудника — за количество заявок, за количество продаж или за все сразу?

Два ключевых блока, из которых рождается бизнес — это продажи и маркетинг. Продукт, если сравнить существующие бизнесы, по большей части сильно схож либо идентичен, бэк-офис тоже не отличается разнообразием.

А вот продавать и привлекать клиентов умеют единицы. На стыке блоков продажи и маркетинга рождается эффективность бизнеса, рождается нормальный деловой конфликт — когда маркетинг требует, чтобы поступающие заявки вовремя обрабатывались, а продажи их обрабатывают и дают обратную связь маркетингу.

По сути, большая часть предпринимателей — как раз люди, которые совмещают в себе хорошего продажника и маркетолога. Если умеешь продавать и привлекать клиентов, организуй продукт, организуй бэк-офис, вот бизнес и готов. Но на вопрос, должен ли маркетолог продавать, ответ однозначный: продавать он не должен. Давайте разбирать, почему.

Почему маркетолог не должен продавать

Семирукие пятиноги стоят дорого

Такого семирукого пятинога будет крайне трудно найти, легко потерять и невозможно забыть. Человек, который хоть как-то разбирается в маркетинге и умеет привлекать клиентов, стоит дорого. Если он разбирается в нескольких каналах маркетинга, то стоит еще дороже. А если при этом еще и продавать умеет, то встает вопрос: зачем ему вы?

Теоретически такого купить можно, вопрос цены. Это явно будет человек, который в Москве стоит от 100–150 тысяч рублей, и вряд ли вашему бизнесу есть смысл покупать такого человека.

Ключ к бизнесу в руках одного человека

Маркетинг плюс продажи — это ключ к бизнесу. Если отдать этот ключ в руки одного человека, то зачем ему вы? Да, бывают ситуации, когда продукт уникальный, и его нужно долго тянуть. Но значимость человека и ваша зависимость от него сильно повышается. Для нормального взаимодействия нужна будет либо высокая осознанность со стороны человека, либо хитрые договоренности и условия, чтобы человеку было это интересно, и он не чувствовал себя обиженным или уцененным. В любом случае это выходит недешево.

Слишком много задач для одного человека

Совмещение функций маркетинга и продаж в одном лице неэффективно просто потому, что задач по этим 2 блокам огромное количество. И если клиентов в месяц больше 2–3–5–10, то результата, скорее всего, не будет нигде.

В бизнесе возможен этап, когда маркетолог и продажник работают в одном лице — от безысходности, на самом старте бизнеса. Вы отдаете сотруднику часть задач по маркетингу, часть задач по продажам, он вам помогает, и вы вместе развиваетесь. Либо вы как предприниматель тянете эти две функции на себе. Но нанимать таких людей я бы не рекомендовал никому. Это задача сродни поиску живого единорога.

Если нужен и маркетолог, и продажник

Отдать маркетинг на аутсорс

Ключевые задачи можно отдать на аутсорс профессионалам — либо фрилансерам, либо удаленным сотрудникам. Если маркетинг разбить на блоки, то становится понятно, что там есть отдельные задачи:

  • Cost-per-click реклама, то есть весь директ;
  • Таргетированная реклама;
  • SEO-оптимизация;
  • SMM;
  • Задачи по наполнению контентом, по ретаргету, по видеоблогу и так далее.

Все это можно разбить на куски и дать отдельным сотрудникам, которые будут работать как фрилансеры. Причем ценник сотрудников разный, от 5 до 30 тысяч рублей в месяц. Вменяемая плата за закрытую задачу в бизнесе.

Нанять человека на продажи

На продажи же лучше нанять отдельного человека, который будет отвечать непосредственно за свое направление. Эта модель менее рисковая — и для вас, и для сотрудника, — потому что он не будет чувствовать, что он делает все, а его недооценивают. Это позволит человеку сосредоточиться на своих задачах и зарабатывать для себя и для вас больше.

В общем, выход простой: разбить все на блоки и есть слона по частям. Один из кусочков слона — продажи, другой — маркетинг. Не ешьте его целиком.

Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Запинить
Получите консультацию по вашей задаче

Подписаться на рассылку
Мы будем присылать полезный контент на почту. Без рекламы

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: