Аудит онлайн-маркетинга
Хотите продавать не только оффлайн, но и в интернете? Или у вас уже есть отдел онлайн-маркетинга, но результата не приносит? Тогда эта статья для вас.
Что такое онлайн-маркетинг?
Это различные рекламные мероприятия, или производство контента, или емейл-маркетинг. Всевозможные способы работы в интернете: компании по рекламе, по продажам, по ее имиджу в том числе.
Сейчас популярен ин-хаус. Ин-хаус-маркетинг — это найм сотрудника себе в компанию. Раньше компании работали на аутсорс. У них был аутсорс SEO-специалист или компания, которая этим занималась. Аутсорс-директолог, аутсорс-дизайнер, еще другие специалисты.
После кризиса — через год-два — люди начали измерять эффективность и начали понимать, что аутсорсинговые специалисты в 80% случаев работают недобросовестно в плане соблюдения сроков и договоренностей. Поэтому удобнее посадить человека в офис, контролировать и иметь возможность пообщаться с ним в любой момент и узнать, как идут дела в онлайне у людей. Поэтому года два назад появилась тенденция на ин-хаус. Люди искали себе в штат людей. Изредка работодатели соглашались на удаленного специалиста, но тоже хотели, чтобы онсотрудник работал в компании половину рабочего дня или фул-тайм, а в рабочие часы был на связи, имел возможность пообщаться с руководством, сделать свою работу оперативно.
В связи с этим появилась новая проблема — что даже притом что люди нанимают себе человека ин-хаус, они не могут его правильно контролировать, потому что зачастую недостаточно квалифицированы для этого. Человек плохо понимает, во-первых, какой специалист им нужен.
Допустим, работодатель считает, что им нужен онлайн-маркетолог. Что он должен делать — никто толком не знает. Естественно, компании, у которых длительный опыт работы в онлайне, уже эти знания накопили, применяют и нанимают сами. Мы сейчас говорим о тех, кто только начал двигаться в этом направлении.
Компании нанимают людей, через полгода понимают, что в общем-то человек в лучшую сторону ситуацию никак не изменил, нужно менять, опять-таки непонятно, на кого. Для этого и нужен аудит онлайн-маркетинга.
У нас был опыт организации онлайн-продаж в компании, внедрения специалистов в компанию, также самостоятельно занимались этим.
Мы внедрялись в компанию, налаживали производство онлайн-продаж, онлайн-маркетинга, и после этого наблюдали за этой компанией, консультировали их. Дальше компании уже справлялись самостоятельно.
Суть аудита онлайн-маркетинга в следующем — для формирования отдела маркетинга нужен сначала аудит компании, аудит всех ее онлайн-каналов, аудит бизнес-процессов, связанных с онлайн, обработку заявок на сайте или работу колл-центра, который обрабатывает входящие заявки.
И после этого, на основе всех этих данных, составляется задание на найм специалистов. Какие специалисты нужны, с какими навыками и, что важно, какие у них будут KPI, по которым руководство оценивает их работу.
Задачи интернет-маркетинга.
Задачи интернет-маркетинга различаются в зависимости от текущего состояния компании.
Вариант #1. Офлайновая компания.
Бывают компании офлайновые, которые 20 лет работали в офлайне благополучно, соответственно, у них налаженные процессы, они умеют вести бизнес. Теперь они хотят открыть дополнительный канал продаж, чтобы привлекать еще больше клиентов или компенсировать новыми клиентами просадку в офлайне. У них ничего нет, они ничего не понимают, и тут приходится долго общаться с клиентами. Здесь аудит превращается в некий консалтинг для клиентов: что в онлайне делать, потому что они не представляют вообще ничего. Они прекрасно знают продукт, они знают своих покупателей, а как это превратить в работающий онлайн-канал — они не представляют. Соответственно, наша задача — эти знания у них получить и предложить оптимальный план развития на 3–6–12 месяцев вперед.
Исходя из опыта, предлагаем лучшие варианты по каналам продаж. И говорим, какие специалисты для этого нужны. У заказчика опять-таки могут быть совершенно разные ресурсы. Кто-то хочет большой отдел продаж, кто-то хочет одного человека, который будет этим заниматься. Это мы тоже учитываем, и, в зависимости от того, какие у клиента есть возможности, мы предлагаем ему те или иные варианты.
Вариант #2. Растущая компания.
Есть растущие компании, которая знает, что такое интернет, знает, что такое продажи. У них есть аутсорс-специалисты, есть человек в компании, который частично отвечает за онлайн. У него есть еще свои обязанности, он в дополнение к этому работает с онлайном и уже не справляется.
Либо онлайн-составляющая маркетинга стала слишком большой в компании, либо человек просто занят, либо он ушел из компании, тоже бывает. Соответственно, такая компания хочет реорганизоваться. Они хотят нанять человека или двух в штат, чтобы часть аутсорса взять в ин-хаус. Им нужно понимать, что это за человек, как его контролировать в будущем, какие задачи он будет решать.
Вариант #3. Существующий отдел онлайн-маркетинга.
Есть компании уже с людьми, которые там работают, в отделе онлайн-маркетинга. Но их либо мало, либо работают бессистемно и без руководителя. Программист, который что-то делает, контент-менеджер, который размещает что-то на сайт, есть условный SEOшник, но никто не понимает, насколько качественно он работает.
Отчитываются они напрямую все генеральному, генерального эта ситуация уже утомила, и он хочет человека, руководителя отдела маркетинга, который будет этим заниматься. Соответственно, наша задача тогда проаудировать текущее состояние онлайн-каналов, всей рекламы, производства контента, состояние сайта. И в дополнение к этому проверить навыки текущих специалистов и посоветовать, что нужно делать.
Может им нужно просто нанять руководителя, а может кого-то в помощь или кого-то из них заменить.
Этапы аудита онлайн-маркетинга.
Первый этап.
Изучаем товар, изучаем потребности заказчика. Заказчик часто не знает как сформировать задачи, не может составить техническое задание. Наша задача — собрать с него требования.
То есть первый этап — заполнение заказчиком брифа.
Второй этап.
Изучаем текущее состояние компании и выясняем, что заказчик хочет получить. Какова цель, для чего он формирует отдел онлайн-маркетнга? Цели могут быть разные:
- увеличение продаж;
- имиджевые задачи;
- оптимизация расходов.
Бывают рекламные миллионные компании в яндекс-директе, заказчик сомневается, что они работают эффективно. Такое часто бывает: некому следить за подрядчиком, подрядчик тратит деньги не так хорошо, как хотелось бы. Такие тоже задачи бывают — оптимизации рекламных бюджетов.
Третий этап.
Исходя из того, что есть, и из того, что нужно получить, — составляем план на 3–6–12 месяцев, в зависимости от объема задачи. И объясняем заказчику, что ему нужно для этого сделать, предоставляем план действий и сотрудников, которых нужно для этого задействовать.
Дмитрий Завадский
Оставьте заявку на аудит онлайн-маркетинга