Свободный график в отделе продаж: плюсы и минусы

 

В городах-миллионниках, агломерациях, таких как Питер и Москва, дорога из дома до рабочего места и обратно занимает много времени. Когда сотрудники едут на работу в час пик — у некоторых это занимает час, у некоторых полтора. Знаю людей, ежедневно тратящих по два с половиной часа на дорогу из Лыткарино в Москву. Действительно ли это необходимо?

Для чего нужен свободный график


Для большей части компаний необходимость присутствия сотрудника в девять утра на рабочем месте сильно преувеличена.


Если он не авиадиспетчер, и от его отсутствия на рабочем месте самолеты не падают, то, по сути, без разницы, во сколько человек будет на работе — лишь бы выполнял плановые показатели, приносил прибыль и планомерно, структурно развивался.

Зацикленность сотрудника на работе ведет к выгоранию

Часто случается, что по колесу баланса у сотрудника результат только в работе. При этом в здоровье, в отношениях, в духовном развитии, в обучении-образовании у него полный провал. Такие сотрудники «выгорают». Добиться сильных результатов у них не получается, это краткосрочная специфика бизнеса, которая в долгосрочном периоде не работает. Несчастливые сотрудники — это неэффективные сотрудники, они начинают плохо работать и даже болеть. Развелся или поругался с девушкой или с друзьями — настроение падает, эффективность снижается. Это передается клиентам, и все это прекрасно чувствуют.

Компании нужен результат, а не время сотрудника

«Попо-часы», которые отрабатывают сотрудники в большинстве компаний, не прямо пропорциональны результату.


Вам нужны сотрудники, которые приносят деньги, а не сотрудники, которые отсиживают штаны.


Жесткий график — причина конфликтов с руководством

В большинстве компаний для сотрудников действуют штрафные санкции за опоздание. Я встречал компании, где штраф за каждое опоздание исчисляется тысячами рублей, или где за третье опоздание сотрудника увольняли. При этом никакого обоснования того, зачем сотруднику сидеть девять часов на работе, не было.

Вовремя пришел на работу — вовремя уйдет домой

Требование жесткого соблюдения графика утром подразумевает, что сотрудник у вас требует жесткого соблюдения графика вечером. Это значит, что по окончании рабочего времени в голове сотрудника происходит ментальный гудок, и человек заканчивает работать: рабочий день до шести — в шесть часов сотрудника на рабочем месте больше нет.

Логично, что в сложный для компании период, когда вы просите вовлеченности сотрудников, вам аккуратно напомнят — слушай, я пришел к девяти, я свои задачи сделал. Это сильный конфликт, труднопреодолимый

Как свободный график влияет на качество жизни сотрудников

Прямая экономия времени

Сдвиг рабочего графика даже на 1 час вверх или вниз —  колоссальное сокращение времени поездки. Для Москвы это особенно актуально: доехать до работы к 8.00 или к 9.00–9.30 — большая разница, она доходит до часа и более. Впихнуться в переполненный вагон метро на станции Выхино в восемь утра… Я не ездил, но говорят, что это практически невозможно.

Удобство организации личных дел

Большое количество сотрудников имеет детей. Даже небольшая поблажка в рабочем графике позволит сотруднику отвезти ребенка в школу или в детский сад. А это здорово повышает качество жизни и вообще отношение и к жизни, и к работе на весь день. А если сотрудник едет на работу вне пробок и так, как ему и семье удобнее — он приезжает отдохнувшим, довольным и готовым выдавать лучший результат.

Обычные способы контроля посещения

Способов много.

  • СКУД — система с картами доступа, когда сотрудник отмечается на входе и на выходе, и вы посмотрите, какое количество «попо-часов» сотрудник отработал;
  • Камеры в офисе — чтобы смотреть на сотрудников, когда кто пришел и чем занимался в рабочее время;
  • Некоторые заставляют руководителя утром прозванивать сотрудников и будить.

Существует много разных способов добиться присутствия сотрудников на рабочем месте, но на самом деле они все нацелены на отслеживание количества попо-часов на работе.

Что выбрать — свободный или жесткий график?

Моя позиция —


для менеджмента, линейного менеджмента и сотрудников, которые прошли испытательный период в компании и показали минимальный результат, не обязательно жесткое соблюдение временных рамок работы и снизу, и сверху.


По ряду простых причин, перечисленных выше. У нас в компании работают удаленные сотрудники, которые вообще не тратят время на дорогу. И это достаточно лояльные сотрудники — с ними можно точно так же достигать результата, как и со штатными работниками.

Могу на эту тему порекомендовать книгу, которая называется «Маверик», автор Рикардо Семлер. Он описывает ситуацию, когда на заводе в Бразилии поэтапно вводили гибкий график для целых групп сотрудников. Сначала это был менеджмент, потом это постепенно дошло до всех категорий сотрудников завода, вплоть до рабочих. Основным опасением было то, что каждый из сотрудников при гибком графике может подвести других.

Но суть в том, что сотрудники, которые не согласовывают свое время с другими, вам не нужны — поэтому это хороший фильтр для отсева неэффективных или нелояльных компании людей.

 

Комментарии

комментариев

Было полезно? Поделитесь статьёй со своими друзьями:
Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить