Нужно ли рекрутерам психологическое образование?

Нужно ли рекрутерам психологическое образование?

Если вы считаете, что психологическое образование нужно, то посоветуйте, где учиться. Это должно быть академическое высшее образование или достаточно практических навыках с каких-то более коротких и современных программ?

Не могу сказать, что считаю психологическое образование необходимым для работы HR-специалистом. Здесь, конечно, все зависит от тех задач, которые решает HR: кого он подбирает, насколько однотипны или разнотипны позиции, с которыми он работает. Условно говоря, если человек постоянно набирает дворников, то даже с учетом нестабильности данного контингента (много иностранных граждан, с особенностями менталитета), то так или иначе он все равно очень быстро сможет понять специфику данной отрасли и начнет обращать внимание на реперные точки. Поэтому острой необходимости в получении психологического образования нет, но приобретение определенных психологических навыков значительно улучшает качество работы. Я бы не сказал, что нужно именно академическое психологическое образование, хотя я сторонник любого образования. На мой взгляд, лучше получить какую-то конкретную специальность, которая соприкасается с психологией и, таким образом, усилить себя и как HR-специалиста и приобрести скилы, которые понадобятся в определенных сопутствующих действиях. Чтобы было более понятно, приведу свой личный пример. Именно академического психологического образования у меня нет. У меня педагогическое, коучинговое образование. В области HR у меня МВА по специализации «бизнес-партнерства» — все это не высшее академическое образование, это сборник того, что мне было необходимо на этапах становления в профессии. Я не совсем понимаю, что могло бы мне дать классическое психологическое образование, не совсем понимаю его конечную применимость. Как HR, я имею возможность использовать коучинговые инструменты, которые знаю в изобилии, практиковал и практикую. Они помогают мне в ежедневной работе: с их помощью я грамотно выстраиваю интервью с кандидатом, могу определить, врет ли мне человек, что недоговаривает, на каких этапах начинает нервничать, то есть я улавливаю реперные точки, на которые просто необходимо обратить внимание. Помимо этого, я могу просто коучить людей, условно говоря, давать советы в построении взаимоотношений внутри компании. Могу консультировать руководителей в каких-то сложных ситуациях. Более того, я могу в целом внедрять культуру коучинга, как инструмента управления. Именно этим я могу этим быть полезным для компании. Хотя я не имею, подчеркиваю, классического психологического образования. И вряд ли классическая психология может прокачать этот конкретный скил. Она может дать общее понимание. Однако, хочу отметить, что коучинговый инструментарий (набор приемов), если он дается в чистом виде, без психологической подготовки, будет гораздо слабее. Свое образование я получал в институте практической психологии, который и рекомендую. Там преподают те же самые преподаватели, что и в МГУ на факультете психологии, например, Соколова Елена Евгеньевна  — классика психологии, ее основы необходимо знать совершенно точно. В рамках этих спец.курсов, дается тот необходимый минимум, который потребуется в работе HR-специалиста. Тем, кто захочет дополнительно прокачаться в ту или иную сторону, следует читать профессиональную литературу, смотреть профильные издания, пройти дополнительные курсы: HR, бизнес-тренерский, окончить какую-нибудь дополнительную специализацию. Все зависит от желаний, куда именно хочется двигаться.

Александр, ваша работа подразумевает подбор менеджеров по продажам, руководителей отдела продаж – это достаточно узкая специализация. Как тебе помогают твои дополнительные образования? Расскажите более подробно о своей работе.

Лично мне коучинговая история помогает тем, что я прокачал в себе скил внимательного слушания. Если психолог получает образование с разных сторон, то коуч оттачивает навык внимательного слушания и улавливания. Из этого вытекает выстраивание гипотез, острожная дипломатическая проверка собеседника. Кроме того, я прокачал такой скил, который необходим мне в работе   у меня отсутствует комплекс задавать собеседнику любые вопросы, все зависит от формулировок. Любой, даже самый личный, сложный вопрос, можно сформулировать так, что человек на него не обидится, и даже будет благодарен, что спросил. Эти два навыка: активного слушания и толерантного дипломатичного исследования человека, я отточил благодаря образованию.
Мое образование в области HR «бизнес-партнерства» в Мирбисе помогает, встроить рабочую структуру и основные цели HR в любой компании.

Скажите, пожалуйста, когда к вам приходят люди на собеседование, я так понимаю, что вам достаточно полученного образования и опыта, чтобы выявить компетенции. И именно психологическое образование дает вам возможность понять, подходит ли кандидат на вакансию. Какие инструменты вы используете?

Вопрос интересный, но на него можно по разному ответить, и все это будет правдой. Опять же хочу подчеркнуть, что именно психологического образования у меня нет. Что влияет на принятие решения? Мы смотрим на компетенции человека. Под компетенцией я понимаю его навыки, умения, знания и потенциал, которые мы определяем при помощи вопросов. Грамотной формулировке вопросов тоже надо учится, чтобы не наталкивать человека на потенциально ожидаемый ответ. Далее следует проверять ответ на правдивость последующими вопросами — насколько человек слукавил или просто отчеканил то, что он слышал на курсах, как правильно проходить собеседование. В плане компетенций, помимо вопросов-ответов существуют тесты, деловые игры, с помощью которых легко проверить навыки. Для этого психологическое образование не потребуется. Если человек знает, как нужно продавать   он просто поиграет со мной в игру. Психологические навыки здесь могут потребоваться для того, чтобы понять насколько кандидат сейчас сыграл на публику и будет или не будет в дальнейшем использовать навыки которые показал, насколько это для него экологичная история. Но на самом деле, это редко требуется, потому что в основном навык складывается у людей, которые могут его использовать и используют в дальнейшей работе.

А для чего тогда требуется дополнительное образование?

Я считаю, что дополнительное образование совершенно точно необходимо. Вопрос лишь в том, куда именно хочет качнуться специалист, какая у него цель. Например, человек может хотеть возглавить HR-службу компании, а потом вообще вырасти до генерального директора через эту историю. Это скорее такая стратегическая история: HR-бизнес-партнер, дальше человек получает образование по стратегическому менеджменту или по созданию бизнеса. Если человек хочет, ему интересно, развивать себя как специалиста, быть разносторонним высокооплачиваемым, развитым, сочетать в себе несколько возможностей для компании, в которую он пришел   ему нужно прокачивать конкретные скилы. Коучинг — одна из форм, которая наиболее близка мне, возможностей много. Безусловно, если человек хочет расти, ему необходимо учиться, я не верю, что можно научиться по книгам. Может быть, это не моя история. Я не верю, что просто прочитав книгу, не проработав это на практике, которая подразумевается на всех курсах, не услышав мнения специалистов, которых он встречает в процессе обучения (и среди соучеников, преподавателей, педагогов, которые тоже разных мнений придерживаются) он сможет себя прокачать. Да, он получит знания, но они не значат ничего без практического применения. Только единицы могут превратить знания в устойчивый, правильно исполняемый навык.

А если HR работает в маленькой компании, агентстве и не имеет больших амбиций, для чего ему нужно образование?

Даже если у специалиста нет особых амбиций, он работает в маленькой конторе, то рано или поздно она может вырасти в серьезную структуру и посмотреть на него сверху вниз. Ведь движение сотрудника и движение компании — это всегда соревнование кто кого обгонит. Если сотрудник обогнал компанию по своим скилам, ожиданиям, амбициям и т.д., то он уходит из компании. Если компания обогнала сотрудника, то компания уходит от сотрудника.
Поэтому если HR-специалист хочет будущего для себя, элементарно не остаться без денег, то учиться все-таки придется. Но учится надо с такой поправкой   учиться не просто потому что учиться, а выстраивать свою жизненную стратегию: понимать, чего именно и на каком этапе ты хочешь добиться, какие скилы, какие области ты хочешь познать, в какой период, что именно тебе будет нужно.

Интервью Александра Багулина для HR-Space

Комментарии

комментариев

Было полезно? Поделитесь статьёй со своими друзьями:
Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить