Штрафы и депремирования

штрафы и депремирования

 

При формировании системы мотивации очень часто задают вопрос по поводу внедрения штрафов за опоздания, за неверные действия, вплоть до мата в коллективе или просроченную дебиторскую задолженность, невыполненные задачи. За все это в ряде компаний либо уже существует система мотивации, которая подразумевает штрафы, либо такие идеи витают.

В связи с тем, что такие вопросы нам часто задают, давайте разбираться. Я сторонник решать причину проблемы, а не симптом. Лечить симптомы, на мой взгляд, — это недальновидно. Мне очень нравится книга, она называется «Не рычите на собаку», автор ее Карен Прайор. Я искренне рекомендую вам ее прочитать. В ней очень здорово разбираются вообще принципы и возможности мотивации кого бы то ни было, от улиток до собак, китов, в том числе и людей.

И, на удивление, все эти принципы абсолютно одинаковые. Любое внедрение мотивации — это по сути дрессировка. Дрессировка продавцов на то, чтобы они лучше продавали. Если быть откровенным, вы же преследуете эту цель. Так вот в дрессировке есть такое понятие как положительное подкрепление и отрицательное подкрепление. Положительное — когда вы поощряете какое-либо совершенное верное действие. Отрицательная — когда вы наказываете за неправильные действия.

Так вот единственный способ, которым вы можете выдрессировать любое живое существо — это положительное подкрепление. Отрицательное подкрепление будет работать только в том случае, если вы готовы исполнять каждый раз наказание, и то это существо привязано к вам тем или иным способом.

Если лошадь не может выплюнуть, сбросить сбрую, и она физически не может ее никак снять, от вас уйти, то так или иначе ей придется терпеть. Но люди, к сожалению или к счастью, не те существа, которые привязаны наручниками к батарее в вашем офисе. Поэтому отрицательная мотивация — она долгосрочно никогда не работает.

Еесли вы хотите получить мотивированных, вот эту идеальную мечту предпринимателя, еще не ставшего бизнесмена, получить команду людей, которые работают в едином порыве над достижением цели, то все проявления системы мотивации, основанные на депремировании и отрицательном подкреплении неверных действий, — нужно убирать.

Почему? Да потому что это не работает. Есть ряд исключений, когда отрицательное подкрепление, депремирование, штрафы, штрафные санкции имеют место.

Когда стоит или что стоит штрафовать?

Штрафовать стоит человеческую глупость или даже человеческую тупость. Все тупые действия, которые совершают сотрудники, должны быть действительно оштрафованы, чтобы не было ни малейшего желания совершить обратное. Разводить костер в центре офиса — понятное дело, не надо. Аналогия кривая, но если у вас бумажное производство и у вас на складе 15 000 тонн туалетной бумаги, то за курение рядом, вообще хоть в 100 метрах от этого склада — стоит накладывать штраф 10 000 рублей. Чтобы не было даже малейшего желания пойти покурить, чтобы стоимость одной выкуренной сигареты рядом со складом бумаги, которая может вспыхнуть от одной искры, была высока.

Аналогия, надеюсь, понятна. Вам не нужно поощрять некурящих сотрудников в этом случае. Вам нужно максимально повысить стоимость неверного решения, глупого, абсурдного для глупых сотрудников. И донести до них эту информацию.

Также, например, если действия сотрудника привели к убыткам. Это можно обговаривать, но только лучше обговаривать это заранее. Если действия сотрудника привели к убыткам, есть смысл либо заранее договариваться, что этот убыток списывается с зарплаты сотрудника, либо списывается часть, если это крупный бизнес.

С этим тоже нужно поступать аккуратно, потому что иначе вы можете убить инициативу у сотрудников. Если вообще бизнес не подразумевает допущенных ошибок, и деньги в вашем бизнесе потерять нельзя (ну, например, бренд-менеджер выпустил новый товар, который лег на складе мертвым грузом, а уже за него заплатили три миллиона рублей за разработку, доставку и то, чтобы привезли). Это не значит, что он должен отдать 800 000 рублей из своего кармана. Это означает, что все эти риски должны быть изначально проговорены.

Но если это суперпрофессионал, у которого стоят четкие KPI по показателям, а он по итогам квартала показал минус — то да, действительно, вы можете сделать депремацию вниз, но за счет того, что человек не достиг тех показателей. Но вы заранее об этом договорились. Это может служить хорошим уроком, что риски нужно взвешивать, для всех остальных. Но это не значит, что этот сотрудник будет дальше работать с большим энтузиазмом, и вообще от этой ситуации лучше тоже уйти.

Убытки можно расписывать на сотрудников, но я лично сталкивался с ситуацией, когда один из наших клиентов, руководитель департамента, допустил ошибку на 5 миллионов рублей. И эти 5 миллионов ровным слоем расписали по всем сотрудникам отдела продаж. Сейчас этого отдела продаж, понятное дело, нет. Потому что все сотрудники сказали: ребята, это бизнес, это риски, и мы в таком бизнесе работать не будем. То есть да, это 5 миллионов, но я заработал вам больше.

Поэтому просто люди уйдут, и мотивации вы от этого не получите. Стоит ли штрафовать убытки? Стоит, но нужно это заранее обговаривать, чтобы люди понимали цену глупой ошибки, именно глупости.

Если это намеренный фрод, то есть намеренное мошенничество — понятное дело, что здесь нужно списывать все и идти до конца, показывать всем, что такое отношение вы к себе не позволите. Но это уже не про систему мотивации, это про безопасность бизнеса.

SUMMARY

  • Учеными выведено, что живые существа поддаются дрессировке только при положительном подкреплении. Отрицательное подкрепление работает только в том случае, если это живое существо не может изменить условия. Что для людей по большей части неприменимо в условиях российского законодательства.
  • Штрафы или отрицательное подкрепление можно вводить за человеческую глупость, которая может привести к серьезным потерям в бизнесе.

 


 

Комментарии

комментариев

Было полезно? Поделитесь статьёй со своими друзьями:
Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить